О "застое", конкуренции и проблемах оппозиции

Президент задумался о проблемах оппозиционности в российской политике. Неспроста. Проблемы оппозиции куда глубже, чем кажутся на первый взгляд, но из них вытекают куда более существенные проблемы для партии власти. Возникает "застой", как верно указывает Медведев.

О "застое" в политической жизни страны глава российского государства заявил во вторник вечером в своем видеоблоге. "С определенного периода в нашей политической жизни стали появляться симптомы застоя, возникла угроза превращения стабильности в фактор стагнации. А такой застой одинаково губителен и для правящей партии, и для оппозиционных сил. Если у оппозиции нет ни малейшего шанса выиграть в честной борьбе - она деградирует и становится маргинальной. Но если у правящей партии нет шансов нигде и никогда проиграть, она просто "бронзовеет" и в конечном счете тоже деградирует, как любой живой организм, который остается без движения. Поэтому возникла необходимость поднять уровень политической конкуренции", - сказал Медведев.

Главной задачей любой демократии президент назвал повышение качества народного представительства. Нужно "чтобы политическое большинство не было просто статическим, - заявил Медведев. - А точнее, чтобы оно не стало большинством, состоящим из статистов и исполнителей. Чтобы правящая партия имела и права, и обязанности, а не просто служила приложением к исполнительной власти. Чтобы она могла полновесно участвовать в формировании этой самой исполнительной власти. И это нужно не потому, чтобы правящая партия себя хорошо чувствовала. Партия - это средство, политический инструмент представительства. Партия представляет своих избирателей".

Партия "Единая Россия" немедленно отреагировала на слова президента РФ, заявив о своем согласии с позицией Дмитрия Медведева. По словам руководителя ЦИК партии Андрея Воробьева, "Заявление президента абсолютно понятно. В современном демократическом обществе конкуренция - это неотъемлемое условие развития. Отсутствие конкуренции - угроза. Мы, "Единая Россия", эти инициативы поддержали, хотя это ставит именно нас в более жесткие условия".

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в интервью "Правде.Ру" отметил, что политическая конкуренция нужна, но чтобы она возникла, сама оппозиция в России должна стать разумной и интересной.

"У нас зачастую реформирование политических институтов воспринимается как уничтожение всего, что есть, и строительство чего-то нового. То есть фактически зачастую оппозиция предлагает такой сценарий: в стране все так плохо, политическая система насколько плоха, что все надо уничтожить, всех разогнать. Последние пункты с требованиями полного роспуска спецслужб и милиции, это же яркий момент - давайте все спецограны распустим, а потом будем строить какую-то новую систему", - говорит Симонов.

"То же самое касается и политической системы, - продолжает эксперт. - Давайте все уничтожим, потому что все это сгнило сверху донизу, а потом что-то построим. Возникает вопрос - это единственно возможный в стране сценарий? У нас всегда так будет? Уже сносили все до основания, и это было много раз в стране и приводило к очень тяжелым последствиям".

"Единая Россия" критикуется и критикуется зачастую справедливо, - продолжает эксперт, - Ряд вещей, которые партия делает, выглядят странновато. И действительно напоминает такого тяжеловесного динозавра, у которого сигнал от головы до хвоста идет очень долго. Чтобы "Единая Россия" начала меняться, ей естественно нужна конкуренция. И это нормальное явление, когда люди и организации совершенствуются именно в процессе конкурентной борьбы. Но для этого должны быть нормальные конкуренты".

На данный момент, по словам Симонова, "мы видим в качестве наиболее влиятельных партий КПРФ и ЛДПР". "Это партии с 20-летней историей и тоже с огромным числом политических болезней, которые не выглядят эффективным инструментом отстаивания оппозиционных интересов. Или возьмите "Справедливую Россию" - что это, серьезная политическая сила? Конкуренция нужна, но чтобы она возникла, сама оппозиция должна стать другой, современной, разумной и интересной", - уверен эксперт.

Перечисление "политических болезней" существующих партий может занять много места, но имеет смысл остановиться на главной, той, на которую указал Медведев, говоря: "Партия - это средство, политический инструмент представительства. Партия представляет своих избирателей".

Само понятие "партия" происходит от английского part, то есть часть. Политическая партия опирается на часть общества (назовите ее классом, стратой, группой или слоем общества - не важно), выражая ее интересы. Партия идеологически и организационно оснащает эту часть, и выступает от ее имени в политической борьбе. Партия формулирует идею и метод ее реализации, транслирует эту идею в массы, чем завоевывает или теряет сторонников. Партия формулирует программу, по которой можно судить о планах партии и контролировать их выполнение в случае прихода партии к власти.

Все это определения из элементарной политологии. А вот соответствуют ли им современные российские партии - большой вопрос.

Конечно, партии в России представляют определенную часть населения. Но слишком уж ситуация смахивает на то, что люди идут за партиями просто по инерции, а не оттого, что верят - эти объединения отстаивают именно их интересы.

На сегодняшний день в России сформулированы две глобальные идеи - либеральная и коммунистическая. Но нет ни одной партии, которая могла бы в чистом виде претендовать на роль выразителя этих идей. Все партии находятся между двух стульев, по большому счету избегая говорить об идеологии. Отсюда кризис идей. Из которого следует кризис идеологии, курса, программы, конкретных предложений и действий.

А отсюда следует отсутствие конкуренции и застой, о котором говорил президент Медведев. То есть процедуры созданы, но ими не пользуются в полной мере.

 Читайте самое интересное в разделе "Политика"

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить