Два марша, две судьбы, две России

4 ноября в Москве примерно в одно и то же время прошли две акции с идентичным названием - "Русский марш". Впрочем, на этом сходство заканчивалось. Уж слишком разными выдались мероприятия пяти тысяч активистов ультраправых группировок в Люблино и тридцати тысяч представителей ведущих молодёжных движений России на набережной Тараса Шевченко.

Как и в прошлом году, ультраправые получили разрешение на проведение митинга в Люблино - по их мнению, "самой неблагополучной с точки зрения миграционных проблем части города". Именно туда после закрытия Черкизовского рынка в июне 2009 года перебралась большая часть мигрантов, что действительно вызвало недовольство населения к вящему удовольствию националистов. Впрочем, на численность марширующих это особо не повлияло. По оценкам ГУВД, на прошлогодний Русский марш вышло порядка двух тысяч человек. В какой-то степени на столь небольшое количество марширующих повлиял митинг-концерт с участием популярной в бритоголовой среде группы "Коловрат", выступающей в этот же и практически в это же самое время на Русском марше движения "Русский образ".

Год спустя "Русский образ" и "Коловрат" присоединились к своим коллегам из ДПНИ и "Славянской силы" (новое название запрещённого "Славянского союза"), что, возможно, повлияло на итоговую численность. Так, по данным ГУВД, в марше в Люблино приняли участие около пяти тысяч человек. Данные же независимых наблюдателей и очевидцев расходятся: одни говорят о 3-3,5 тысячах, другие насчитали 10 тысяч митингующих.

Также по теме: Кривое зеркало Русского марша

Впрочем, отношения между принимающими участие в марше организациями не всегда можно было назвать тёплыми. В самом начале мероприятия не поделили между собой флаги представители Союза хоругвеносцев, чем изрядно повесили окружающих. А чуть позже, лидер движения "Память" потребовал от сотрудников милиции удалить с шествия активистов нового националистического движения "Нация труда", запомнившегося многим по фактурной символике - чёрный топор в белом круге на красном знамени.

Фото: AP

Не обошлось без традиционных "римских" приветствий с "зиг хайлями", "зиги-заги" и т.п. элементов неонацистской субкультуры. Организаторы марша уже не в первый раз, кстати, обращаются к потенциальным участникам с просьбой воздержаться от использования "римских", "древнеславянских" и всех прочих подобных жестов, а также "не приходить в состоянии алкогольного (или какого-либо другого) опьянения". Но к этим рекомендациям, похоже, мало кто прислушивается. По крайней мере, болванов, чувствующих себя участниками факельного шествия в Берлине, с каждым годом становится всё больше.

"4 ноября - коричневый день календаря! Да здравствует 4 ноября! День коричневого Единства!" - креативили лозунги к Русскому маршу представители одного из националистических движений. А в Санкт-Петербурге, где в саду Чернышевского собралось около 300 сторонников правых активистов, звучали более радикальные и, что особенно важно, более конкретные предложения. Так, по сообщениям питерского издания "Курьер-медиа", на митинге националистов было заявлено, что День народного единства должен стать главным праздником в России, так как именно тогда - в 1612 году - российский народ смог освободить страну от польских интервентов. При этом День Победы 9 мая ораторы не считают великим праздником, посколькуРоссия в Великой Отечественной войне "сражалась не за людей, а завоевывала Берлин".

В целом же лозунги (и скандируемые, и на плакатах) на марше националистов не отличались оригинальностью: "Чемодан, ишак, кишлак!", "А ну-ка, давай-ка уматывай отсюда, Россия - для русских, Москва для москвичей!", "Конец оккупации - свободу русской нации!", "Собирай скорей баул и мотай в родной аул" и т.д. Может быть несколько необычно выглядел человек с плакатом "Зверства большевиков сравнимы с гитлеризмом", да лозунг "Долой власть чекистов", который раньше можно было услышать только на либеральных акциях. Удивила многих и замыкавшая движение колонна (из четырёх человек) представителей партии "Правое Дело" во главе с председателем Химкинского отделения партии Константином Фетисовым. Впрочем, либералы чувствовали себя среди идеологических оппонентов вполне комфортно и прошли весь маршрут, покинув акцию непосредственно перед началом митинга. Как впрочем, и большая часть промокших под дождём других участников марша.

Также читайте: Вопросы национализма и либеральной пропаганды

И совсем другие настроения царили на набережной Тараса Шевченко, по которой прошлись своим "Русским маршем" 30 тысяч активистов крупнейших молодежных организаций России. Ни о каком "жидовском иге" и "иммигрантах-оккупантов", которые отбирают у "русских" рабочие места и зарплату, здесь, разумеется, не рассуждали. Организованный при поддержке Федерального агентства по делам молодежи "Русский марш" стал парадом молодежных инициатив по борьбе с нарушениями закона.

Участники шествия разделились на две колонны. Во главе марша шла молодежь с портретами "героев России" - ветеранов войны, солдат срочной службы, своих родителей. За ними следовала колонна с растяжкой "Позор России" и портретами антигероев: тех, кто содержит публичные дома и подпольные казино, продает алкоголь несовершеннолетним, реализует в магазинах просроченные продукты питания, паркуется в неположенном месте и т.д. А в завершении мероприятия его участники обратились к мэру Москвы Сергею Собянину: "Мы просим нового мэра Москвы Сергея Собянина воспользоваться нашими силами, нашей энергией. Мы хотим, чтобы наш город был самым лучшим, самым замечательным, и мы готовы помочь", - сказала со сцены комиссар движения "Наши" Мария Кислицына.

Фото: AP

 

Она же разъяснила и то, почему акция получила название "Русский марш": "Для нас "русский" - понятие наднациональное. Каждый, кто хочет жить в России, хочет, чтобы в стране соблюдались законы и права окружающих, и делает Россию страной, более комфортной для жизни - русский", - заявила Кислицына.

Два марша. И две России. Одни видят свой патриотизм, свою русскость в том, чтобы кричать "чемодан, ишак, кишлак!", виня во всех бедах и без того эксплуатируемых не меньше (а то и больше) тех же самых вьючных животных гастарбайтеров. Другие стремятся сделать свою страну лучше и богаче в первую очередь за счёт своего труда, каких-то позитивных действий. Можно хихикать над ребятами, которые после акции пошли не в ближайший пивбар выпивать за здравие русской нации, а проводить московскую перепись проблем жилищно-коммунального хозяйства, инспектировать магазины на предмет продажи просроченных продуктов и т.д. Но только перед этим надо задать самому себе вопрос: а русский - кто?

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить