Десталинизация общественного сознания

Первые же публичные заявления назначенного на пост главы президентского Совета по правам человека Михаила Федотова показали, что он не планирует решать проблемы, появившиеся в период председательства Эллы Памфиловой, превращая вверенный ему Совет в идеологическое пиар-агентство.

Деятельность президентского Совета под председательством Эллы Памфиловой нередко становилась предметом критики как со стороны экспертов, так правозащитников и представителей общественных и политических движений. Например, выступив в защиту журналиста Александра Подрабинека, назвавшего "подлинными героями" Великой Отечественной тех, кто "сражался против коммунистов в лесах Литвы и Западной Украины, в горах Чечни и песках Средней Азии". Что, по мнению экспертов, было довольно странно, поскольку Совет должен представлять интересы разных спектров гражданского общества, помогая им находить решения в спорных ситуациях, а не занимать позицию одной из сторон конфликта.

Также по теме: Замученная правозащитниками

В общем, стало очевидно, что необходимо что-то менять. А потому все с нетерпением ждали нового главу, предполагая, что с его приходом изменится и стиль деятельности Совета. Тем неожиданней стало назначение Михаила Федотова, находящегося в резкой оппозиции к действующей власти.

В 2004 году секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов вступает в ряды созданного по инициативе нынешнего сопредседателя оппозиционной "Солидарности" Гарри Каспарова комитета "2008: Свободный выбор", выступающего против тогдашнего президента России Владимира Путина. По мнению М. Федотова и его соратников, Путин "заявил о своем намерении совершить в стране конституционный переворот", осуществить "демонтаж основополагающих институтов демократии в России", "формально закрепить авторитарный режим" и т.д. и т.п. Да и дальнейшая деятельность М. Федотова в ставшем "крышей" для нацболов Эдуарда Лимонова (и не только) Союзе журналистов России не оставляла сомнений в его идеологических предпочтениях.

Фото: AP

Безусловно, что членство в оппозиционных организациях и участие в крайне сомнительных акциях не может стать формальным основанием для недопущения человека на ту или иную должность. В конце концов, кто из нас не без греха. Да и право на мнение у нас ещё никто не отменял. Другое дело, что своё собственное (!) мнение Михаил Федотов готов пропагандировать всегда, везде и при любых обстоятельствах.

Рассказывая о ближайших планах Совета, Михаил Федотов заявил в числе одной из приоритетных тем "десталинизацию общественного сознания". Г-н Федотов объясняет, что имеет в виду "очень серьезный комплекс проблем, в первую очередь касающийся образования, воспитания людей и вопросов информационной политики". "Нам нужно искоренить в обществе те элементы сталинистского сознания, которые остались. Пока мы этого не сделаем, мы не сможем дышать полной грудью", - подчеркнул М.Федотов. 

Также читайте: Россияне против политика сталинского типа

Директору Института глобализации и социальных движений Борису Кагарлицкому, которого, кстати, сложно упрекнуть в абсолютной любви к Сталину, совершенно непонятно, что Федотов имеет в виду и с чем он собирается бороться. Как пояснил политолог Правде.Ру, сейчас понятие "сталинизма" стало использоваться в расширительном смысле, его применяют к чему угодно - от характеристики деятельности губернских чиновников до написания модных упаковок на банках со сгущёнкой. "Во-вторых, - продолжает Борис Кагарлицкий, - деятельность Совета состоит не в том, чтобы заниматься исправлением или вычищением массового сознания".

Согласно тексту Положения о Совете, это консультативный орган, образованный в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента РоссийскойФедерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета. Так что идеологические баталии, а тем более проведение какой-либо идеологической, манипулятивной политики, привносящей опасность раскола в обществе по идеологическим, историческим или иным признакам - всё это в компетенцию Совета не входит.

Раскрыл карты Михаил Федотов и в отношении идеологии практической деятельности, пообещав разрешить конфликт вокруг митингов в защиту свободы собраний, которые проводятся по 31-м числам на Триумфальной площади несистемной оппозицией. "Вероятно, и оппозиции, и власти нужно будет пойти на компромисс, в конце концов, танго танцуют вдвоем"", - заявил он. В каком ключе намерен действовать М. Федотов, стало понятно после его слов о том, что уговаривать Людмилу Алексееву больше не заниматься глупостями и не подавать заявки на проведение митингов на Триумфальной - совершенно бессмысленно.

Также читайте: Пассив "несогласного" протеста

Фото: AP

Михаил Федотов прекрасно отдаёт отчёт в своих действиях. "Пока я представляю только самого себя - я могу говорить все, что мне заблагорассудится. Когда я представляю Совет, я должен очень серьезно думать над каждым своим словом, потому что Совет - при Президенте, и я не должен неосторожным словом подставить ни главу государства, ни сам Совет", - пояснил он в интервью, опубликованном на сайте Общественной палаты РФ.

Впрочем, Федотову не впервой действовать по принципу "что хочу, то и ворочу".

"Федотов - один из авторов ныне действующего закона "О средствах массовой информации". И - одновременно - тот человек, который одним из первых этот закон и попрал. Дело в том, что Федотов, еще будучи замминистра по печати, подписал свидетельство о регистрации газеты "Правда" (действующей и поныне как боевой листок КПРФ) - в то время как предыдущая - союзная - регистрация "Правды" продолжала действовать. Это было прямое нарушение закона, который сам же Федотов и разрабатывал. На юридическом языке то, что сделал Федотов, называется, пожалуй, подлогом, за который предусмотрена и уголовная ответственность. Но он подписал, он сделал это - в целях революционной политической целесообразности. Ну и еще, возможно, потому что хотел в тот момент доказать свою преданность Михаилу Полторанину, тогдашнему его непосредственному начальнику, и Борису Ельцину - начальнику прямому", - писала в Правда.Ру в декабре 2005 года.

Судя по всему, за прошедший период в стиле деятельности Михаила Федотов ничего не поменялось. И это не может не удручать. Тем более, что он надеется провести "линию преемственности" не только от Памфиловой, но и от Сергея Адамовича Ковалева, защищавшего преимущественно права северокавказских бандитов.

Но по-другому и быть не могло. Как заявила глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева, "если бы так случилось, что пришел какой-то человек со стороны, чуждый совету, совет бы его не принял". Более того, в знак протеста Алексеева сотоварищи грозились выйти из состава Совета и создать альтернативную общественную организацию под названием Общественный совет. Безусловно, что шантажистов этих в Совете не так много, и от их отсутствия ни президентский совет, ни гражданское общество в России нечего не потеряют. Но скандал в любом случае был бы обеспечен. И не факт, что в следующий раз, когда отдельных членов Совета опять что-то не устроит, они не решатся на подобного рода публичный демарш.

С другой стороны, считает политолог Борис Кагарлицкий, сделанные М. Федотовым заявления, всего лишь "некий сигнал к либеральной общественности: ребята, я свой, я разделяю ваши настроения, вашу идеологию, ваши фобии и ваши страхи. Но никакого политического содержания по отношению к основным вопросам защиты прав человека в этом заявлении нет", подчеркнул собеседник Правды.Ру.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить