"Узника совести" признали обыкновенным шпионом

Такое постановление  вынес Европейский суд по правам человека. Это сенсационное решение  в отношении бывшего военного журналиста Григория Пасько осталось практически не замеченным в России. А зря. За последние годы объявленный "узником совести" Пасько успел на этой почве стать известным диссидентом и правозащитником, признанным как в России, так и на Западе.  

Напомним, что  Григорий Пасько был задержан в 1997 году при попытке вывести в Японию материалы, содержащие государственную тайну. Сразу после ареста журналиста была организована мощная медийная кампания в его защиту. 

Японская телекомпания, которой предназначались материалы, изъятые у Пасько, официально заявила, что сотрудничество с журналистом  не затрагивало государственных тайн и что Пасько никогда не являлся агентом японских спецслужб. "Международная амнистия" объявила его "узником совести", иностранных правозащитников поддержали их российские коллеги. В печати появились петиции в защиту Пасько и с требованием его освобождения. 

"Приговор  Григория Пасько и его продолжающееся  заключение только из-за того, что он воспользовался своим  элементарным правом свободы  выражения, является еще одним  примером отказа в справедливости - эта судьба постигла многих  жертв нарушения прав человека в Российской Федерации", - заявляла "Международная амнистия". 

Сам обвиняемый в шпионаже в пользу Японии военный  журналист также старался не терять медийной популярности. В 1998 году прямо  из СИЗО он зарегистрировался кандидатом в депутаты Владивостокской городской думы и вел из следственного изолятора свою избирательную кампанию. 

Летом 1999 года состоялся суд. Дело, возможно в силу серьезного внимания правозащитных (в  том числе и международных) организаций, было квалифицировано по статье "Злоупотребление служебным положением". Пасько был приговорен к году лишения свободы и немедленно освобожден по амнистии. 

Читайте также: Правозащитник с мигалками

Журналист, решив  ковать железо, пока горячо, выдвинул свою кандидатуру на выборах депутатов  Госдумы  декабря 1999 года. Как выяснилось чуть позже, депутатская неприкосновенность действительно оказалась бы Пасько как нельзя кстати. Уже в 2000 году  Военная коллегия Верховного суда России отменила вынесенный ранее приговор по делу о "Злоупотребление служебным положением". 

Фото: AP

Военный суд Тихоокеанского флота начал новое рассмотрение дела Пасько и 25 декабря 2001 года признал его виновным в государственной измене в форме шпионажа и приговорил к 4 годам лишения свободы. Военная коллегия Верховного Суда РФ, куда была направлена апелляция, оставила приговор в силе. 

Международные организации по-прежнему не обделяли журналиста своим вниманием. С 2002 года началась карьера Пасько как диссидента и правозащитника. "Российский журналист  и правозащитник Григорий Пасько награжден премией международной правозащитной организации "Репортеры без границ", - сообщали СМИ. - "Репортеры без границ" призвали российские власти пересмотреть приговор журналисту и освободить его из тюрьмы".

После условно-досрочного освобождения, проведя в колонии  полтора года, Пасько устроился на работу в "Новую газету". Участвовал в экологических и правозащитных иностранных грантовых проектах. Опубликовал в Италии книгу под названием "Как выжить в российских тюрьмах", в которой "обрисовал современную российскую действительность на манер "Архипелага ГУЛАГ" Александра Солженицына". По крайней мере, так отзывалась о ней либеральная пресса. 

Ситуация с  гражданскими правами человека в  современной России напоминает самые  тяжелые времена репрессий в  Советском Союзе, писал в книге Пасько: "Будь готов к тому, что тебя возьмут ночью, вытащив из постели, в доме у друзей, рядом с киоском, когда ты покупаешь сигареты, на трапе самолета или в любом другом месте". 

Тюрьма, писал  Пасько, лучшее место для рассказов  о России. Тюрьма продолжает создавать талантливых авторов, поскольку среди интеллигенции Москвы и Санкт-Петербурга очень популярными стали политические очерки Михаила Ходорковского, заплатившего сибирским ГУЛАГом за вызов Путину. 

В 2009 году правозащитник  Григорий Пасько стал одним из организаторов "школы блоггеров" - проекта Фонда защиты гласности и Центра журналистского образования (США). В ней Пасько собирался учить "несистемных" оппозиционеров пропагандистской работе в блогах и социальных сетях. 

И все бы хорошо, если бы судейская коллегия Большой палаты Европейского суда по правам человека не приняла на прошлой неделе решение отказать в пересмотре дела Григория Пасько. ЕСПЧ, рассмотрев его иск против России, посчитал приговор российского суда совершенно законным, обвинения в шпионаже  в пользу Японии обоснованными и не усмотрел нарушений прав журналиста при судебном разбирательстве.

Вердикт, вынесенный ЕСПЧ, является окончательным и обжалованию  не подлежит.

На карьере  правозащитника поставлен жирный крест? Не думается. Отчего-то кажется, что это решение правозащитное и оппозиционное сообщества, как и международные организации, постараются проигнорировать.

Читайте самое интересное в разделе "Политика"

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить