Виктор Желтов: Рабочего движения 80-х в современном Кузбассе нет

От имени анонимного "Союза жителей Кузбасса" в понедельник прозвучали угрозы новых акций протеста в регионе. Политолог, профессор Кемеровского госуниверситета Виктор Желтов, оценивая по просьбе "Правда.Ру" ситуацию в регионе, отметил, что обстановка напряженная, но в эффективности интернет-технологий он сомневается: "Не уверен, что у многих шахтеров есть интернет".

— Виктор Васильевич, как бы вы оценили сложившуюся в Кемеровской области ситуацию, "протестный потенциал" региона?

— Ситуация, конечно, напряженная. Есть признаки того, что она может выйти из-под контроля. То, что произошло в Междуреченске, нас очень серьезно беспокоит. И это оправданно.

Сейчас главное сделать все необходимое по ликвидации аварии. И в этом направлении много делается. Затем, как мне представляется, надо предпринять все меры, чтобы накал ситуации, который произошел — попытка перекрытия железнодорожных путей и т. д., — ни в коем случае не получил распространения. Чтобы не повторилась ситуация 1989 года. Вот это сейчас нас очень сильно беспокоит.

И я думаю, что меры, которые предпринимаются, окажут свое воздействие. Будем надеяться, что возобладает здравый смысл и сыграют свою роль реальные шаги по удовлетворению требований шахтеров. Эти требования давно поставлены, и всем хорошо известны. Надо очень решительно менять все, что связано и с оплатой труда, и с пенсионным обеспечением, и со всем остальным, что связано с тяжелейшим и опаснейшим шахтерским трудом.

— Как вы оцениваете обстановку в Междуреченске? Что, на ваш взгляд, произошло в городе в минувшую пятницу?

— Ситуация эмоциональная, а реакция, прежде всего, во многом спонтанная. В событиях принимают участие и, как говорит губернатор, уголовные элементы — это, конечно, случай из ряда вон выходящий, но так произошло, и что-то изменить невозможно.

Я полностью согласен с губернатором: собственникам-то надо работать с людьми! Это что за собственник, который не видит своих рабочих? Откуда они взяли такую манеру поведения? Сейчас новые предприниматели на Западе непосредственно знают своего работника в лицо, знают жизненную ситуацию каждого. Новое предпринимательство связано с этим.

Ладно, мы не "новые", но давайте все-таки с людьми работать. Это же наши люди. Причем люди, которые, как показывает практика, вынуждены рисковать своей жизнью.

— То есть справедливо это разделение — на тех, кто участвовал в митинге, и тех, кто пошел перекрывать железнодорожные пути?

— Я не знаю. Скорей, это была часть митинга — более эмоциональная, более активная. Пошли по призыву — такое часто случается в ходе подобных мероприятий.

— Говорили, что в Междуреченске действовали некие провокаторы. Есть ли в регионе какие-то тайные или, возможно, явные группы, которые стремятся к дестабилизации ситуации?

— Люди очень разные — среди кажущихся благородными шахтеров могут оказаться и те, кто способен на экстремистские действия. Это особый коллектив, вы же видели шахтеров в 89-м. Они очень разные.

Но ссылаться только на влияние каких-то сил не совсем правильно. Наверное, оно есть, наверное, кто-то хотел бы пристроиться к проблеме. Но не они определяют ситуацию.

Надо просто чувствовать эмоциональный накал, который сегодня существует в Междуреченске. И не только в Междуреченске, кстати сказать: чувство солидарности к шахтерам этого города и в других городах. Край-то один.

— В понедельник "Союз жителей Кузбасса" распространл в интернете обращение к Медведеву. Что это за организация? Что о ней в Кузбассе?

— Я видел это обращение, оно для меня стало откровением. Ничего об этой организации неизвестно, я, к величайшему своему удивлению, услышал о ней впервые. Это кто-то, кто пытается подстроиться под конфликтную ситуацию, сформулировать требования.

Если этой организации не существует, а судя по всему, это так, то, как мне представляется, это и есть те самые сторонние силы, которые хотели бы раскачать ситуацию.

— Какие шахтерские организации — официальные или неофициальные существуют в Кузбассе? Какие наиболее активны?

— Прежнего рабочего движения в том виде, как оно сложилось в конце 80-х годов, — такого нет. Но организации, конечно, существуют. Вот организованности самого рабочего класса в условиях рыночных отношений нет.

— "Союз Жителей Кузбасса" делает ставку на интернет, уверяет, что его сообщения блокируют, на форумах выступают агенты спецслужб и т. д. Насколько для Кузбасса, для шахтерских организаций, для самих шахтеров интернет актуален как организационная площадка?

— Что касается блокировки. Я обычный университетский потребитель, я получил информацию, так что я не стал бы говорить, что их кто-то блокирует. До меня, например, информации дошла. Это первое.

Второе. Насколько актуальна такая организационная площадка. Это очень серьезный вопрос. Сегодняшняя сетевая организация общества, в том числе основанная на интернете, имеет очень значительные возможности. Насколько эти возможности будут влиять на организацию шахтерского движения — не могу сказать. Не уверен, что у многих шахтеров есть интернет.

А вот на определенную часть общества, на молодежь такое влияние вполне возможно. Я бы не стал его переоценивать, говорить, что вот они опубликовали обращение — и народ пришел в движение. Но нельзя это воздействие и недооценивать. В современных условиях сетевая структура может оказывать очень сильно влияние, это надо учитывать.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить