Сталин на продажу

Решение московских властей разместить на посвящённых 65-летию Победы в Великой Отечественной войне плакатах изображение генералиссимуса Иосифа Сталина, вызвало не только острую дискуссию в обществе. Как выяснилось, Сталина можно не только боготворить или ненавидеть, но и неплохо заработать на культе "отца народов".

В феврале этого года московские власти объявили о размещении в разных районах города к празднованию 65-й годовщины со дня Победы в Великой Отечественной войне информационных стендов, посвященных роли Сталина как Верховного главнокомандующего в годы войны. И хотя речь шла всего лишь 10 из двух тысяч стендов, появление даже небольшого числа плакатов с изображением Вождя вызвало протест известных общественных деятелей и политиков, пообещавших в случае отказа городских властей отказаться от идеи со "сталинским ренессансом", провести собственные контракции: от публичных пикетов, митингов и шествий до размещения альтернативных плакатов, рассказывающих "правду" о культе личности Сталина, до откровенно хулиганских акций.

"Ни один плакат с изображением Сталина не должен пережить сутки", "убейте тирана, хоть и картонного" - призывает в своём блоге главный редактор журнала GQ Николай Усков. "Движение "Мы" уничтожит эти портреты в первое же утро их появления и вы их просто не успеете увидеть", - с пионерской готовностью поддерживает гламурного редактора лидер этой карликовой организации Роман Доброхотов.

Любое действие рождает кратное ему противодействие. Вот и доселе меланхолично настроенные сталинисты не смогли не принять брошенную им со стороны идеологических противников перчатку. "Пущай срывает. Я одену футболку со Сталиным и положу в карман любимый кастет. Пущай попрыгают", - не предвещающим ничего хорошего тоном объясняет потенциальному вредителю возможные последствия его намерений один из таких сталинистов. И, надо сказать, подобной точки зрения придерживаются многие.

Читайте также: Именем России все-таки упорно делают Сталина

По крайней мере, спонтанно возникшая акция "9 мая я одену футболку с изображением Сталина. А ты?" с каждым днём набирает обороты к радости... компаний, специализирующихся на оказании услуг по печати рисунков на футболка и иных предметах, получивших совершенно неожиданный поток заказов.

Обилие предложений в сети по печати, сопровождающихся объявлениями в стиле "хочу купить футболку со Сталиным. А лучше две - вторую другу подарить. Размеры - самые большие. Куда обратиться?" невольно наводит на мысль о причастности к "народной" акции самих типографий. Впрочем, и среди интернет-пользователей нашлось немало доморощенных коммерсантов.

Фото: AP

Довольно известные в левой тусовке блогеры, посовещавшись за кружкой пива, накреативили несколько вариантов изображений тов. Сталина с соответствующими торжественности момента слоганами, после чего опрометчиво разместили макеты в сети для общего пользования. Дескать, пользуйтесь на здоровье. И некоторые действительно воспользовались. Правда, исключительно для собственного блага. Причём не духовного, а сугубо материального.

Есть в Москве компании, предлагающие пользователям зарабатывать на своих идеях. Схема проста. Зарегистрировавшись на сайте, потенциальный продавец может выставлять в качестве предложения товар (футболку, кружку, значок) с собственноручно сделанным логотипом или рисунком. Продукт творчества выставляется на продажу по цене, включающей стоимость услуг компании по печати и наценку самого продавца. Чем, собственно, и воспользовались отдельные находчивые личности, предложив полный набор товаров со Сталиным, не забыв при этом набросить себе сотню-другую рублей "за беспокойство".

Справедливости ради стоит заметить, что подобного рода "бизнес" не является российским ноу-хау. В Польше, например, уже через несколько часов после того как стало известно о падении самолёта с президентом этой страны, предприимчивые коммерсанты запустили в производство серию футболок с польским флагом и надписью "RIP", стоимость которых составляла порядка 8-9 долларов. На прилавках магазинах и мелких лавочек стали появляться будильники с изображением президента Польши и его супруги Марии Качиньской, доменные имена с именем президента, наклейки, открытки и даже коврики для компьютерной мыши с надписью: "Крепись, Польша!". А особо находчивые продавали... билеты на торжественные мероприятия в Кракове, где и был вчера похоронен Лех Качиньский.

Возвращаясь к теме "был культ, но была и личность", есть все основания предполагать, что если коммерсанты и сталинисты всё-таки договорятся, то Сталин вполне может стать популярным брендом, составив конкуренцию другому герою революции - Че Гевара. С другой стороны, если так пойдёт и дальше, то вполне можно ожидать появления купальных плавок с Лениным или эротического белья с "проституткой Троцким". Бизнес и мода диктуют свои условия, которые к победе марксизма-ленинизма-сталинизма (да и к идеологии вообще) не имеют никакого отношения.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить