Атомное будущее России: за и против

Есть две новости: хорошая и плохая. Первая: Россия подпишет с МАГАТЭ соглашение о создании на своей территории первого в мире международного банка ядерного топлива. Он разместится в Ангарске Иркутской области. Вторая - комментаторы привычно видят в происходящем исключительно дурное.

Вообще, в политике это почти нормально - плохие новости всегда превалируют над хорошими, а критика почти никогда не сменяется одобрением. Ну, правда - когда в последний раз (если не брать официоз, которому сам Бог велел) со страниц СМИ звучали однозначные похвалы правительству?

Перевооружение армии? Дело нужное, но от графиков отстали, танков, БМП, самолетов закупили меньше, чем планировалось пять-семь лет назад.

Нацпроект "Здоровье"? Нет, все рады, что врачи получили в свое время 10-тысячную надбавку к зарплате, что поликлиники, наконец, укомплектованы специалистами и оборудованием. Но кто ж об этом помнит в 2010 году? Норма жизни. А уж на фоне скандалов про "врачей-убийц" и репортажей из больниц, где осыпается штукатурка...

"Доступное жилье"? Не смешите. Правда, некогда острейший жилищный вопрос для офицеров как будто снизил свою остроту.  Образование? Как раз в Иркутской области разворачивается скандал с избиением учительницы физкультуры... И так далее, и тому подобное.

Наверное, это нормально. СМИ раздражают, критикуют, стимулируют. Но хочется иногда позитива. А его нет - критика вошла в привычку. Не только у журналистов, но и у читателей.

Россия 29 марта заключит соглашение с Международным агентством по ядерной энергии (МАГАТЭ) о создании первого в мире международного банка ядерного топлива. Мировой резерв будет храниться на нашей территории, на базе Ангарского электролизного химкомбината - крупнейшего предприятия по обогащению урана. Здесь несколько лет назад Росатомом был создан Международный центр по оказанию услуг ядерного топливного цикла.

Читайт также: Франция создаст сеть институтов по атомной энергетике

Технически международный банк топлива - это гарантия своевременной поставки тепловыделяющих сборок в страны, где ядерная энергетика пошла по пути строительства АЭС без развития собственного полного ядерного цикла, включающего добычу, обогащение урана, формовку тепловыделяющих стержней и создание из них топливных элементов. В настоящий момент дефицита топлива на этом рынке не существует, так что банк создается "на всякий случай".

Фото: AP

На практике создание такого банка означает, что мировой резерв ядерного топлива будет храниться на российской территории. В среднесрочной перспективе подразумевается, что Россия сделала мощнейшую заявку на лидерство на рынке поставок топлива для АЭС. Давайте не будем недооценивать произошедшего: это действительно высокие технологии, доступные в мире буквально нескольким странам. И закрепление нашей страной лидерских позиций в этой сфере имеет принципиальное значение.

Создание же банка в долгосрочной перспективе, на фоне иссякающих запасов углеводородного топлива и перехода на альтернативные источники энергии, и вовсе трудно недооценить. Еще раз прописью: резерв ядерного топлива, самого перспективного на данный момент, и в обозримом будущем, будет находиться на территории России.

Это не покупка "Мистраля", даже не проект создания авианосного флота, где еще могут быть споры "за" и "против". Это конкретная осязаемая перспектива. США закачивают в хранилища нефть, Россия создает резерв ядерного топлива.

Реакция, к сожалению, "как всегда". "Там, где склад, недалеко и до помойки", - гласит vox populi. На форумах изданий, опубликовавших новость, яростно ломают копья сторонники и противники банка топлива - сторонники традиционно в меньшинстве.

"Так вот ты какая, модернизация...", - звучат комментарии. "Fallout 3 ближе, чем вы думаете!", - пишут пользователи Сети. И возмущаются: "Они бы лучше онкологический центр построили...".

"Ага, вывозить углеводородное сырье и складировать урановое - вот "достойное" место России в мировой экономике, так?", - с сарказмом комментируют договоренности правительства с МАГАТЭ сетевые эксперты.

"По-русски говоря - свалка ядерных отходов будет, - вступают экологи. - Ну вот мы и определились полностью со своим местом в глобальной системе разделения труда: мировые поставщики сырья и мировые хранители свалок ядерных отходов". "Для исключения катастрофы и обеспечения должного контроля, неплохо было бы правительство разместить поближе к складу, или склад к правительству".

Всплывает, наконец, тема Байкала, которая, по выражению одного издания, "превращается в большую политическую проблему", "все больше будоражат население", причем "экологические протесты составляют уже более четверти всех протестных акций в России".

Статистически проверить трудно. Если судить эмпирически, то на последнюю акцию экологов в Москве вышло человек 30. Возможно, берут не массовостью, а умением. Ведь сказано в статье: "Иркутск с Байкалом - на первом месте по накалу страстей, но болевые точки возникают по всей стране, и все больше будоражат население".

Фото: AP

"Только не надо складывать ядерное топливо в непосредственной близости от самого большого запаса пресной воды", - пишут комментаторы. "От этой помойки и до Байкала (содержащего 20 процентов всех пресных вод Земли) по прямой 80 километров. "Идеология временщиков" в действии..." "Защитнички склада ядерного топлива, расскажите, какова сейсмическая ситуация в районе Байкала? Или черт с ним с Байкалом, да не доставайся ты никому. Тем более, это от Москвы далеко!"

Экология - тема ударная, это мы проходили еще в конце 80-х, начале 90-х, когда после Чернобыля чуть было не свернули ядерную энергетику. И заодно космическую программу - потому, что "ракеты прожигают озоновый слой". Химическую промышленность за то, что отравляла воду и воздух, металлургию потому, что "была гора высокая, а стала яма глубокая".

Вот только Ангарский электролизно-химический комбинат стоит в 80 километрах от Байкала с 1957 года, бесперебойно обогащая уран и производя ядерное топливо. И именно благодаря ему, крупнейшему в регионе налогоплательщику, Ангарск в 2005 и 2008 годах получал звание самого благоустроенного города России.

Наверное, критика это нормально. Хуже, если она превращается в самоцель. Все же хочется иногда позитива, особенно когда для него есть все основания.

Читайте самое интересное в разделе "Политика"

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить