За что боролась "Солидарность"?

В стане демократического движения "Солидарность" — разброд и шатание. Но если рядовые члены ведут хозяйственные споры по поводу прав на администрирование сайта движения, то лидеры оппозиционной коалиции копают куда глубже, ставя под вопрос дальнейший смысл существования организации.

Даром что под крылом "Солидарности" собрались представители либеральных структур, которым, казалось бы, нечего делить в идеологическом плане. Как выяснилось, как раз солидарности демократам и не хватало. Споры возникали по любому поводу: грузино-осетинского конфликта, отношения к сторонникам Лимонова, правым радикалам и представителям сексуальных меньшинств, которых наиболее невоздержанные на эмоции активисты "Солидарности" предлагали "канализировать".

И даже участие в выборных кампаниях не сплотило борцов за счастливое будущее: с одной стороны, подвергали сомнению целесообразность участия в выборах, что, по мнению некоторых, легитимизировало данный процесс. А с другой — не сходились в планах на ведение предвыборной агитации, что совершенно естественно заканчивалось громкими скандалами.

Время от времени сотрясали движение и финансовые разногласия. В январе этого года, например, на заседании политсовета "Солидарности" встал вопрос об уплате членских взносов. Однако, по рассказам очевидцев, господа из политсовета отказались скинуться по пять тысяч рублей на нужды движения. В ответ рядовые члены заявили, что тоже не будут платить свои взносы, посоветовав лидерам пойти "разгружать вагоны, если как-то иначе они не умеют".

А несколько дней назад в московском отделении "Солидарности" разгорелся скандал по поводу сайта организации. Вопрос о его создании для МГО "Солидарность" был поднят несколько месяцев назад, но сформированная информационная комиссия занималась чем угодно, только не сайтом. Пытаясь хоть как-то раскачать ситуацию, "солидаристы" создали специализированные интернет- и контент-группы, которые, впрочем, также не сильно продвинулись вперёд. Члены интернет-групп и самой комиссии вдрызг переругались по поводу структуры и дизайна сайта, в результате чего руководитель интернет-группы взял инициативу в свои руки: тайком перенес сайт с согласованного хостинга на свой личный, зарегистрировал на себя доменные имена, установил редирект на этот новый сайт со старого, после чего и состоялся его запуск.

Естественно, всё это привело к потоку взаимных обвинений. Руководителя интернет-группы Игоря Драндина обвинили в политическом интернет-рейдерстве, припомнив ему историю двухлетней давности, когда тот похожим способом увел сайт у молодёжной организации Михаила Касьянова, заявив себя его "разработчиком" и предложив всем желающим купить его за 12 тысяч евро.

Фото: AP

Читайте также: "Жеребцы-кобылины" российской демократии

Но решающий гвоздь в крышку гроба "Солидарности" вбил её лидер — Гарри Каспаров.

Не секрет, что идеалом демократического общества для "солидаристов" были те самые "лихие 90-е", которые либералы считали эпохой расцвета демократии и свободы слова. Борис Немцов был самым эффективным губернатором, Егор Гайдар спас страну от голода и гражданской войны, но, как в том анекдоте, пришёл Владимир Путин и всё испортил — так или примерно так можно перевести смысл декларируемых лидерами движения идеологем. Позиция более чем спорная, совершенно не поддерживаемая в общественном сознании, но, тем не менее, "солидаристы" отстаивали её, невзирая на получаемые в ответ плевки.

И всё бы хорошо, кабы не взявший политический антракт в своих новых шахматных приключениях Гарри Каспаров. Его цикл "рождественских сказок" в личном блоге на сайте "Эха Москвы" сначала заставил демократов задуматься, а потом и вовсевпасть в оцепенение.

В своей последней "сказке" Гарри Кимович с позиций ортодоксального коммуниста в пух и прах разбивает либеральные бредни о сути "либеральных экономических реформ", проводившихся в России в 90-е годы. В качестве доказательной базы он приводит выдержки из малоизвестного интервью Анатолия Чубайса, в котором нынешний руководитель "Роснано" режет правду-матку:

"Мы занимались не сбором денег, а уничтожением коммунизма. Это разные задачи, с разной ценой. Мало кто на Западе понимает, что такое коммунизм на самом деле и какую цену заплатила наша страна за это. […] А мы знали, что каждый проданный завод — это гвоздь в крышку гроба коммунизма. Дорого ли, дёшево, бесплатно, с приплатой — двадцатый вопрос, двадцатый. А первый вопрос один: каждый появившийся частный собственник в России — это необратимость. Точно так же, как 1 сентября 92 года первым выданным ваучером мы выхватили буквально из рук у красных решение об остановке приватизации в России, точно так же каждым следующим шагом мы двигались ровно в том же самом направлении. Приватизация в России до 97 года вообще не была экономическим процессом. Она решала совершенно другого масштаба задачи, что мало кто понимал тогда, а уж тем более на Западе. Она решала главную задачу — остановить коммунизм. Эту задачу мы решили. Мы решили её полностью".

Фото: AP

"Не удержался все-таки "железный Толик", выдал, размякнув в буржуинском комфорте, главную Военную Тайну "молодых реформаторов". А мы-то все грешным делом думали, что в стране идут настоящие экономические реформы, имеющие целью построение нормально функционирующей экономики…", — комментирует раннего Чубайса Гарри Каспаров, производя, сам того не замечая, переворот в сознании своих коллег.

В ЖЖ-сообществе "Солидарности" по этому поводу разгорелась нешуточная дискуссия. Один из активистов движения подсчитал, что в трёх выпусках своих "сказок" Каспаров слово "Ельцин" употребляет 48 раз, "Путин" — девять раз, "Медведев" — один раз. Продолжая "математический анализ" в отношении слова "Гайдар" и "Чубайс", активист настаивает, что "они употребляются не только чаще "Медведева", но и "Путина".

"Спрашивается, а с кем мы боремся? С Ельциным, Гайдаром и Чубайсом или с Путиным и его командой? После прочтения последних постов Каспарова в блоге "Эха Москвы" я уже не знаю точного ответа на этот вопрос. Как-то странно, когда один из лидеров оппозиционного движения начинает вместе с каким-нибудь Мишей Леонтьевым искать корень сегодняшних бед в 90-х. Они уже 10 лет назад кончились, если забыли… Все это, честно говоря, напоминает бесконечную борьбу Новодворской и Подрабинека с Советским Союзом. На самом деле я уже потерялся в реальности и не могу понять, с чем и кем борется "Солидарность". Смотрите, одни никак не успокоятся с Масхадовым, другие воюют с Советским Союзом, третьи — с Ельциным и Гайдаром. Кто же ведет борьбу с режимом и ведет ли?", — задаётся вопросом один из активистов движения.

На сегодняшний день лидеры "Солидарности" действительно решают свои узко-корпоративные задачи. Тот же Гарри Каспаров со страниц европейских СМИ умоляет Францию не продавать России вертолётоносец "Мистраль", по поводу целесообразности покупки которого, кстати, давно уже ломают копья военные эксперты. Немцов, Яшин и Милов колесят по стране, стараясь "засветиться" на как можно большем количестве протестных акций. На низовом уровне, как уже было сказано, споры идут вокруг мелких политических жуликов и гомосексуалистов, которых в "Солидарности", похоже, боятся больше, чем чего-либо другого.

Читайте самое интересное в разделе "Политика"

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить