У СКП появятся свои агенты влияния за рубежом?

Следственному комитету при прокуратуре РФ стало тесно работать в России. Для более эффективной работы, считают в ведомстве, необходимо ввести институт зарубежных представителей, которые следили бы за судьбой выезжающих за пределы страны.

Необходимость создания подобной структуры в Следственном комитете объясняют политической ангажированностью правоохранительных органов некоторых государств, которые ищут политическую подоплеку в уголовном преследовании лиц, получивших или рассчитывающих получить политическое убежище за пределами России. "Поэтому нам приходится грамотно разъяснять им ошибочность таких подходов, и это сложный дискуссионный процесс", — цитирует РБК daily начальника управления международно-правового сотрудничества (УМПС) СКП Михаила Ядрова. Таким образом, наличие российских спецпредставителей за рубежом значительно упростит процесс переговоров, считают в СКП. Соответствующий документ с предложениями об изменениях в Положении об СКП относительно введения института зарубежных представителей уже направлен руководству страны. Однако, несмотря на кажущуюся логичность аргументов, эксперты весьма неоднозначно отнеслись к инициативе прокуроров.

Член Комитета Госдумы по безопасности Сергей Абельцев считает инициативу СКП "правильной и отвечающей духу времени". По его мнению, бороться с преступностью всех мастей нужно жёстко и даже жестоко. "Вот, например, Америка ввела в практику политику запланированного убийства американцев же, участвующих в террористических схемах за рубежом. ЦРУ и командование специальных операций армии США уже включили троих американских граждан в список людей, которые подлежат убийству или захвату, — пояснил он в разговоре с корреспондентом "Правды.Ру". — Обращают на себя внимание слова главы американского разведывательного ведомства Денниса Блэра: "Мы не преследуем людей за свободу слова. Мы преследуем тех, кто предпринимает действия, угрожающие американцам".

"Почему же мы не можем повсеместно и неотступно преследовать тех, кто нагадил у нас в стране, совершил преступления и безнаказанно глумится из зарубежного далека над обобранным российским народом?" — задается риторическим вопросом парламентарий.

В целом положительно оценивает идею СКП и главный редактор журнала "Политический класс" Виталий Третьяков, соглашаясь с тем, что политически ангажированные следственные правоохранительные органы есть в любой стране. "И в этой связи разумно, чтобы следственный аппарат был вынесен непосредственно туда, где находится фигурант того или иного дела", — пояснил он.

Фото: AP

Но вместе с тем существует реальная проблема. "Если местные правоохранительные системы не желают полноценно помочь российским следователям по тем или иным делам, то разве они позволят открыть на своей территории бюро следственного комитета России? Надо думать, что они сделают все, чтобы этого не было", — считает Третьяков.

Читайте также: Против коррупции совместно с Transparency International

А вот бывший начальник аналитического управления КГБ СССР, генерал-лейтенант внешней разведки Николай Леонов не считают данную идею эффективной и перспективной.

"Запад не очень хочет отдавать и разыскивать этих преступников, потому что чем хуже в России, тем лучше им", — безапелляционно заявил он "Правде.Ру". По мнению бывшего разведчика, на политическую составляющую накладывается и то обстоятельство, что беглые преступники приезжают с просьбой о помощи не с пустыми руками, поэтому "закрывать дорогу будущим ворам и мошенникам они (страны Запада) не заинтересованы".

Николай Леонов отмечает, что свои представительства за рубежом есть у многих силовых структур, однако это никак не сказывается ни на росте терроризма, ни на наркотрафике. "Это стало своего рода модой. Прорва чиновников не всегда эффективна с точки зрения профессиональной", — считает он.

Николай Леонов полагает, что если есть документальные основания для выдачи преступников, то зачем для этого куда-то ехать? Тем более что "есть консульства, которые юридически представляют интересы нашего государства".

Эту точку зрения разделяет и Виталий Третьяков, считая, что все необходимые консультации можно проводить и через командировки. "Если за неделю или две недели реально помогут, то к чему заводить постоянный офис с обслугой, с содержанием, с бюджетом, со служебными автомобилями и прочими представительскими расходами? Мне кажется, цель поставлена утопическая. А реальных результатов через сотрудничество с коллегами — если коллеги на такое сотрудничество идут — можно и без постоянных офисов добиться", — пояснил политолог.

У Николая Леонова есть своё предложение по поводу репатриации преступников посредством использования гражданских исков. Дело в том, считает бывший разведчик, что будет гораздо больше шансов рассчитывать на объективное рассмотрение дел в зарубежных судах, если иски направлять не от российского государства, "которое, увы, не пользуется такой уж незапятнанной репутацией на Западе", а от частных лиц.

Фото: AP

Он привёл пример со всероссийским "лохотроном" Бориса Березовского — "Автомобильным всероссийским альянсом" (АВВА), на удочку которого попались десятки тысяч российских граждан. "Если бы они были собраны по инициативе юридических служб нашего государства и предъявили Березовскому счёт, то английское правосудие сразу бы забеспокоилось, поскольку речь идёт о самом настоящем финансовом преступлении", — считает Николай Леонов.

С другой стороны, если не зацикливаться только на негативной, "конспирологической" стороне вопроса о "тайных целях" сотрудников СКП, то подобную практику, действительно, можно лишь приветствовать. "В принципе, чем больше представительств России — что государственных, что частных — за рубежом, тем лучше. Кто же против этого?" — миролюбиво подвёл итог дискуссии Виталий Третьяков.

Читайте самое интересное в рубрике "Политика"

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить