Завтрак, молитвы и дискуссии

На днях в Вашингтоне состоялся очередной Национальный молитвенный завтрак, ежегодно собирающий весь цвет заокеанского истеблишмента — политиков, чиновников, крупных бизнесменов и известных общественных деятелей. Поучаствовав в этом знаменательном для США мероприятии, первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин и глава сенатского комитета по международным делам Михаил Маргелов предложили перенести эту общественно-политическую традицию на российскую почву.

Традиция подобных мероприятий зародилась в США еще в 1950-х годах. И в настоящий момент молитвенные завтраки проводятся в более чем 60 странах мира. Причем в некоторых странах, где молитвенно завтракают или, если угодно, молятся, завтракая, под эгидой местных парламентов, такие встречи даже называются "парламентскими молитвенными завтраками".

Протестантские церкви, расплодившиеся на постсоветском пространстве еще в 1990-е годы, активно пытались привить эту традицию и у нас. Так, начиная с 1995 года, молитвенные завтраки, куда приглашаются в основном религиозные деятели и "чиновники от религии", без особого ажиотажа проводятся в Москве. Причем эти встречи носят специфически протестантский характер и, как бы ни старались представители протестантских церквей, они не приобретают государственного и уж, тем более, общенационального статуса.

Чего, разумеется, не скажешь про Америку, где менталитет, а, следовательно, и сама политика буквально пропитаны духом протестантизма. И 58-й по счету национальный молитвенный завтрак, ставший в США центральным событием дня, — тому прекрасное подтверждение.

В прошедшем в Вашингтоне молитвенном завтраке приняли участие буквально все первые лица США: президент Барак Обама, вице-президент Джо Байден, госсекретарь Хилари Клинтон, члены кабинета, конгрессмены, военное руководство страны, а также тысячи дипломатов, крупных бизнесменов и общественных деятелей. Хозяин Белого дома традиционно выступил с духоукрепляющим обращением к нации.

Читайте также: Россия модернизирует и политическую сферу

Для участия в этом мероприятии приехали делегации из 140 стран. Россию представляли первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин и глава сенатского комитета по международным делам Михаил Маргелов.

Фото: AP

По мнению обоих политиков, России было бы полезно перенять существующую в США с 50-х годов традицию. К примеру, Александр Торшин предлагает подобный "интересный опыт общения" внедрить в российскую жизнь, в частности, начав проводить молитвенные завтраки непосредственно в стенах российского парламента. "Я предполагаю начать с Совета Федерации, в нашей палате регионов мы сможем отработать оптимальную схему таких завтраков", — заявил он в интервью РИА Новости.

При этом первый вице-спикер СФ обратил внимание на то, что национальный молитвенный завтрак является не протокольным или официальным мероприятием, а возможностью для политиков пообщаться в неформальной обстановке и находить выход из, казалось бы, неразрешимых проблем.

В России в таких мероприятиях могли бы принимать участие члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, а затем, через год-полтора, если традиция приживется, то и другие представители власти, считает сенатор. "Такой завтрак — ни к чему формально не обязывающая дискуссия, там не надо принимать постановления, можно просто обменяться мнениями и найти соприкосновения по каким-то острым вопросам", — сказал Торшин.

Сенатор предложил не начинать подобное мероприятие с молитвы. "Каждый может молиться в своем храме, а потом приезжать в парламент — и завтракать, и общаться", — отметил Торшин.

Своего коллегу по Совету Федерации подержал глава комитета по международным делам Михаил Маргелов. "У нас уже есть формат так называемой small group в Федеральном собрании: мы — коллеги из Госдумы и Совета Федерации — собираемся каждый четверг или через четверг на такой завтрак, — поделился сенатор. — Этой традиции уже несколько лет. Другое дело, что у нас нет такого общенационального формата… Хотя, как некое политическое, международное мероприятие — почему нет?"

По словам Маргелова, идея организации подобных мероприятий в России имеет смысл, однако до сих пор не воплощена. "Такая идея у нас постоянно обсуждается, но ее претворению постоянно что-то мешает… Наверное, это связано с тем, что в традиции русского человека православия молитва — это нечто глубоко индивидуальное, а не публичное", — отметил представитель СФ.

У отечественных политологов и представителей Русской православной церкви, в отличие от сенаторов, позавтракавших в компании с Бараком Обамой, идея проведения молитвенных завтраков в России, как ни странно, не вызвала особого энтузиазма.

"Контакты первого лица государства с политическими деятелями, экспертами — это, безусловно, очень полезное, неформальное (мероприятие). Тем более, когда завтраку придается молитвенный оттенок: вместе помолимся. Это как бы объединяет их с точки зрения моральных ценностей", — заявил в этой связи "Правде.Ру" политолог Александр Коновалов. Тем не менее эксперт признался, что он был бы не в восторге, если бы в молитвенном завтраке принимали участие некоторые российские политики.

По словам директора экспертного агентства "Тренд" Михаила Виноградова, прозвучавшая инициатива — абсурдна. "Россия не является однозначно православной страной: доля православного и атеистического населения у нас сопоставима, — отметил политолог, обратив внимание на то, что в США религия сыграла большую роль в основании американской государственности.

Фото: AP

"В России нет смысла вводить такие религиозные темы на государственный уровень, — полагает эксперт. — Государство должно стоять в стороне от этого".

В Русской православной церкви традицию проведения молитвенных завтраков назвали чуждой и с точки зрения традиционных ценностей, и с точки зрения молитвенной культуры.

"Я не думаю, что наше священноначалие пойдет на такие нововведения, — отметил в интервью "Правде.Ру" сотрудник Отдела внешних церковных связей Александр Назаренко. — У нас подобные молитвенные собрания происходят не на завтраке, а в храме. Президент России, члены правительства приходят в храм, молятся вместе с патриархом и не один раз в году, а по многим значительным событиям и праздникам".

"С точки зрения нашей русской традиции, введение таких молитвенных завтраков было бы неправильным, — утверждает представитель РПЦ. — У нас есть свои особенности. В русской православной традиции есть место подобным явлениям, но только в храме".

"У нас завтрак или, как мы говорим, трапеза всегда совершается после службы. Это наша традиция", — заключил Александр Назаренко.

Читайте самое интересное в рубрике "Политика"

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *