Эксперты: 2010-й станет годом стратегических решений

199534.jpeg2010 год может иметь важнейшее значение для развития страны. По его итогам необходимо будет принимать окончательные решения в стратегии дальнейших действий, учитывая, что в 2011-2012 годах в России пройдут выборы - сначала в Госдуму, а затем президентские. Притом, что сами эти решения - принимая во внимание новые сроки полномочий главы государства и депутатов нижней палаты парламента - сохранят актуальность как минимум до 2018 года. Так считают авторы доклада "Консервативная модернизация 2010: конфигурация власти и новая политическая повестка дня", презентация которого состоялась в среду.

По мнению экспертов - генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, заместителя директора НИИ социальных систем Дмитрия Бадовского и президента фонда "Петербургская политика" Михаила Виноградова - переход к модернизационной стратегии развития страны произошел осенью 2009 года, когда не осталось надежд на то, что мировой финансово-экономический кризис будет недолгим.

Впрочем, о необходимости выбора подобного пути Владимир Путин говорил еще в начале 2008 года. "Статья Дмитрия Медведева "Россия, вперед!" стала манифестом,  его послание Федеральному Собранию - дорожной картой российской модернизации", - считают политологи.

Авторы доклада особо подчеркивают, что ставка сделана на ненасильственную по методам, консервативную по содержанию  и демократическую (с опорой на национальные демократические институты) модернизацию. Слома существующей политической и социально-экономической системы не произойдет - она будет эволюционировать. По мнению политологов,  выбор подобного пути в наибольшей степени продиктован гуманистическими ориентирами президента России.

Главная ближайшая цель модернизации - создание нового индустриального общества, то есть современной экономики и соответствующих ей социальных взаимосвязей. А главная текущая цель - "перезапуск" национальной промышленности, подчеркивают эксперты. Страна должна научиться производить конкурентоспособные товары и сама стать конкурентоспособной.

"Однако "новая индустриализация" - лишь первый, наиболее очевидный и близкий содержательный контур модернизации. Нужен еще один контур, "контур прорыва", - подчеркивается в докладе. Очертания такого контура уже намечены президентом - резкий рост эффективности производства, включая энергосбережение, развитие ядерных технологий, новые информационные технологии, новая структура передачи информации, прорыв в производстве медицинского оборудования. Но, как полагают эксперты, необходима максимальная детализация работы по указанным направлениям.

Социальной базой модернизации авторы доклада считают "пассивное большинство", для которого характерны патерналистские настроения и "активное меньшинство", стремящееся к переменам и готовым ради них даже чем-то пожертвовать. Политологи считают эту "коалицию" инертной.

Что, однако, не означает необходимости ее разрушения. Напротив - эта "коалиция" является высшей ценностью. В консерватизме большинства заключается его сила.

"Во время кризиса это проявляется очень заметно: устойчивость системы достаточно высока, несмотря на алармистские прогнозы", - считают авторы доклада.

По их мнению, соображения устойчивости системы во время изменений диктуют необходимость сохранения консервативного большинства (авторы доклада именуют его "путинским") на неопределенно длительный период.

Движущей силой перемен авторы доклада полагают "национальную модернизаторскую коалицию", в которую могли бы войти все, кто действительно хочет реальных изменений к лучшему. А "каркасом" "модернизационной коалиции" политологи называют "Единую Россию", поскольку ни одна публичная политическая структура в России не располагает столь же мощной сетью отделений, как единороссы.

Причем консерватизм партии не противоречит модернизации, считают авторы доклада. "Консерватизм и в принципе - не остановка, а определенный тип движения вперед, и движения энергичного. Поддержанная партией консервативная модернизация - то самое движение вперед, но с опорой на действующие демократические институты и сложившиеся в обществе ценности", - считают эксперты.

По их мнению, необходимо создать и своего рода "штаб модернизации". В настоящее время действует созданная Дмитрием Медведевы Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики, которой руководят первый заместитель главы администрации президента Владислав Сурков и заместитель председателя правительства РФ Сергей Собянин. И работает комиссия весьма интенсивно - например, ассигнования на координируемые ею программы превышают 600 млрд. рублей. "Именно эта комиссия предложила Дмитрию Медведеву "пять векторов" прорыва", - отмечают авторы доклада.

Но это не исключает принятия решения о "штабе", полагают эксперты, своего рода суперминистерства, в задачу которого войдут разработка и контроль за реализацией программ модернизации.

Большой раздел в докладе посвящен работе тандема президента и премьер-министра, эффективность которого оценивается весьма высоко. А с принятием модернизационной программы он стал "тандемом развития". "Это следствие как осознанного выбора Медведева и Путина, так и необходимости ответа на вызов, который можно охарактеризовать как "вызов эффективности". Массовое восприятие Владимира Путина как национального лидера, а Дмитрия Медведева - как рационального лидера и лидера обновления, сформировавшееся еще в период осуществления национальных проектов, стало теперь значительно более четким и рельефным. При этом до известной степени условный консерватизм Путина является основой и гарантией столь же условного модернизма Медведева - ответ на "вызов эффективности" они обречены давать вместе, - полагают авторы доклада. 

По их мнению, после того, как тема преодоления кризиса перестала доминировать, президент и премьер четко разграничили между собой курируемые текущие проблемы.  Глава правительства "сконцентрировал основное внимание на социально-экономической сфере, а для президента приоритетной стала модернизация - как в технологической сфере, так и в области развития национальных демократических институтов".

"При этом многие вопросы находятся на стыке компетенции и ответственности президента и премьера, что требует от них совместного принятия решений. Такое пересечение дает политическим и лоббистским группам поводы периодически тестировать целостность тандема. Однако по принципиальным вопросам (выбор модели модернизации, основные направления социально-экономического развития и бюджетный процесс, продолжение реформы политической системы, внешняя политика) неизменно продолжает действовать "принцип двух ключей", - подчеркивают авторы доклада.

Политологи обращают внимание на попытки выявления неких конфликтов в тандеме. "Попытки дестабилизировать тандем основаны по преимуществу не на реальных и естественных различиях в стиле президента и премьера, а на целенаправленных  интерпретациях тех или иных событий и заявлений. Цель таких интерпретаций - продемонстрировать наличие системных различий во взглядах и постоянных проблем во взаимоотношениях Путина и Медведева", - отмечают эксперты.

"В качестве главного теста на устойчивость тандема частью элит предлагается стратегия действующей власти на президентских выборах 2012 года", - говорится в докладе.

Дмитрий Медведев и Владимир Путин предпочитают не давать четких ответов о "кандидате-2012" отмечают его авторы.

Такое положение представляется части элит некомфортным (а порой и психологически малопонятным). Поэтому вероятность новых попыток поиска противоречий в тандеме и интерпретации заявлений по теме-2012 как "обмена сигналами" между Медведевым и Путиным в ближайшем будущем сохранится. "Однако степень эффективности работы самой бинарной системы власти с подобной активностью практически не связана", - подчеркивают политологи.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить