Погром как оружие анархистов

Представители анархистских молодежных объединений никогда кротостью нравов не отличались. Что в России, что в других странах. Считается, что главная их цель - борьба с неонацистами. Так, как ее понимают и те, и другие - с помощью кулаков и не только. Но теперь анархисты явно переплюнули своих врагов. Именно они все чаще фигурируют в сводках происшествий. Причем отнюдь не из-за конфликтов со скинхедами.

Накануне вечером толпа из нескольких десятков анархистов напала на офис штаба движения "Россия молодая". Они разбили стекла в здании и начали забрасывать офис "Румола" файерами.

О том, как разворачивались события, "Правде.Ру" рассказал лидер молодежного движения, депутат Госдумы Максим Мищенко.

"Вчера вечером, примерно около 20.40 группа молодых людей в количестве от 70 до 100 человек появилась около здания штаба движении "Россия молодая" с булыжниками, файерами, кусками арматуры. Они зажгли файеры, начали кидать камни, разбили несколько автомобилей, разбили окна и потом бросились бежать", - сообщил он.

По словам Мищенко, в это время в штабе находились около десятка активистов "России молодой", в том числе несколько девушек. "Девушки спрятались в дальней комнате. А ребята вышли на улицу. Вся толпа нападавших кинулась бежать в сторону Садового кольца", - рассказал Максим Мищенко.

Часть нападавших отделилась от основной группы и бегом направилась к станции метро "Бауманская". Активисты "России молодой" задержали одного из них и передали его сотрудникам милиции.

Максим Мищенко предполагает, что причиной нападения послужила статья в одном из номеров журнала "Нью-Таймс", где он был назван куратором националистической организации "Русский образ". Нападение на офис "России молодой" радикалы представили как месть за погибшего накануне одного из своих лидеров Ивана Хуторского по прозвищу Костолом.

Лидер "России молодой" полагает, что по используемым методам анархистов ничем не отличаются от формальных оппонентов. "На самом деле, методы этих "красных скинов", анархистов, по сути ничем не отличаются от методов тех же фашистов, которым они вроде как противостоят. Нацисты в Германии в 30-х годах прошлого века тоже начинали с погромов...", - говорит Максим Мищенко.

Нападение на штаб "Румола" - далеко не первый подобный случай в практике анархистского движения. Наиболее памятен погром после убийства адвоката Станислава Маркелова зимой этого года. Тогда неформалы "почтили" память погибшего разгромом "Макдоналдса" у станции метро "Третьяковская".

Но есть примеры и посвежее. В ночь со второго на третье ноября было совершено нападение на штаб молодежного движения "Наши". Неизвестные бросили в него несколько бутылок с зажигательной смесью. По счастливой случайности люди не пострадали, но материальный ущерб был значительным. В частности, сгорели книги и иконы, собранные для православных храмов Южной Осетии и Абхазии.

Говоря об этих нападениях, нельзя не упомянуть отсутствие реакции на них той части правозащитного сообщества, которая моментально откликается на любое - зачастую даже мнимое - ущемление прав членов неформальных организаций. Лидер движения "За права человека" Лев Пономарев последние полтора года большую часть времени и сил тратит на то, чтобы защитить неформалов от "милицейского произвола".

Однако когда творцами произвола становятся анархисты или сторонники Эдуарда Лимонова, правозащитники предпочитают ничего не замечать.

"У нас такие происшествия происходят каждый день по стране", - так прокомментировала "Правде.Ру" нападение на штаб "России молодой" глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.

"Лично мы обращаем на них внимание тогда, когда к нам обращаются за поддержкой. Пока к нам никто не обращался", - сказала она.

По ее словам, она не будет заниматься этим происшествием. "Без их обращения - точно не буду", - заявила Людмила Алексеева.

Правозащитница считает, что будет гораздо эффективней, если защитой "России молодой" займется "Единая Россия" (Людмила Алексеева полагает, что "Россия молодая" входит в эту партию, хотя ее молодежное крыло называется "Молодая гвардия Единой России. - Ред.).

Ничего нового глава Московской Хельсинкской группы не сказала. Подобная избирательность в защите прав граждан давно уже стала "фирменным" знаком определенной части правозащитного сообщества. И данный случай, к сожалению, исключением не стал.

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *