Калининградская эйфория по поводу обещанного «финансового дождя»

В Калининграде легкая эйфория: правительство РФ наконец-то одобрило представленную Минэкономики Федеральную целевую программу (ФЦП) социально-экономического развития Калининградской области на 2002-2010 годы общей стоимостью почти 93,5 млрд рублей.

Нечто подобное уже происходило при прежней администрации области, когда по ее инициативе Москва приняла такую же ФЦП на 1998-2005 годы, оцениваемую в тогдашних 14 триллионов рублей. В предвкушении финансового дождя, который вот-вот щедро прольется на российский анклав на Балтике, местные власти с энтузиазмом строили грандиозные планы, обещая близкое процветание региона и рост благосостояния его почти миллионного населения.

Правы оказались пессимисты, предупреждавшие, что ничего из этого не сбудется: за минувшие годы из федерального центра сюда капнуло каких-то жалких полтора процента из обещанной суммы, а на такие деньги Нью-Гонгонг не построишь. Говорят, Москва не давала денег под бывшего губернатора Леонида Горбенко, который слишком вольно с ними обращался, а вот Владимир Егоров получит все сполна, тем более что тот обещал пропускать выделенные средства только через федеральное казначейство. К тому же области теперь назначен «смотрящий» в лице заместителя полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе Андрея Степанова, которому поручен контроль за целевым использованием средств.

Однако не все так просто, если вспомнить, что на эти годы пришелся дефолт августа 1998 года, и что региону постоянно урезались льготы, предоставленные ему принятым в 1996 году федеральным законом об Особой экономической зоне и компенсировавшие таможенные и транспортные издержки, связанные с отдаленностью от материковой России. Уже при новом губернаторе — в январе этого года — ГТК нанес области многомиллионный ущерб, вычеркнув ее из общего экономического пространства страны требованием уплаты пошлин за вывоз в Россию произведенной здесь продукции как с иностранного государства. Так что не только неумелое руководство областью привело к тому, что она, как констатировали аудиторы Счетной палаты, оказалась к началу 2001 года кандидатом в банкроты: ее долг федеральному бюджету на сегодня превысил доходы областной казны, а уровень жизни населения оказался в полтора раза ниже, чем в среднем по стране. Эта безрадостная ситуация усугубляется и тем, что в ближайшие годы соседи — Польша и Литва собираются вступать в Евросоюз и НАТО, что реально угрожает полной изоляцией региона от остальной территории страны и превращением его в некую нищую российскую резервацию в центре Европы.

Вот почему с подачи администрации Владимира Егорова Москва вновь озаботилась судьбой калининградцев — 22 марта состоялось заседание правительства, на котором было принято решение реанимировать ФЦП. Цель ее — подъем экономики области и выравнивание на этой основе уровня жизни здешнего населения с поляками и литовцами, чьи подушевые доходы уже сейчас выше, соответственно, вшестеро и втрое. Видимо, чтобы не было завидно и чтобы у жителей региона не возникло соблазна окончательно отделиться от далекой России. Предусматривается, что объем производимого здесь валового продукта возрастет к 2010 году в 1,7 раза, а средняя зарплата увеличится с нынешних 60 до 260 долларов США. Спустя девять месяцев после этого исторического заседания «гора родила мышь»: Минэкономики совместно с администрацией области представили в правительство окончательный вариант вышеупомянутой ФЦП социально-экономического развития Калининградской области, которая и была одобрена на прошлой неделе.

Многие местные аналитики недоумевают: зачем понадобилось тратить столько времени на разработку и согласование программы, которая, в общем-то, повторяет старую? Объекты финансирования в ней перечислены практически те же — транспортный комплекс, включающий в себя порты, автомагистрали, пограничные пункты пропуска, недостроенные очистные сооружения, нефтедобыча на балтийском шельфе, федеральные курорты Светлогорск и Зеленоградск, нуждающиеся в серьезном обустройстве, жилье для бездомных военнослужащих, а также пребывающие в упадке агропромышленный комплекс и рыбная отрасль. Предусмотрено в ней выделение федеральных средств даже на сооружение в Калининграде Храма Христа Спасителя, которое, по словам вице-губернатора Владимира Пирогова, сделает калининградцев пусть и не богаче, то зато добрее.

Особой строкой в этом перечне прописаны возведение мощной газогенераторной ТЭЦ и строительство второго газопровода, без которого этот будущий гигант местной электроэнергетики не сможет работать. О проблеме так называемой энергетической безопасности области, которую здесь пытаются решить за счет этого амбициозного проекта ценою почти в миллиард долларов США, писалось и говорилось столько, что нет нужды повторяться. Скажу только, что он стал камнем преткновения и на нынешнем заседании правительства, из-за чего проект ФЦП развития области был лишь одобрен, но не утвержден, как это планировалось. «Газпрому», имеющему менее затратную концепцию газоснабжения области и сопротивлявшемуся до последнего, буквально вывернули руки, поручив до 1 ноября определиться с вариантом непременной прокладки за счет собственных средств второй нитки газопровода — через сопредельную Литву или, минуя ее, по дну Балтийского моря.

Инициаторы ФЦП считают эти объекты инфрастуктурными, базовыми, на основе которых предстоит в ближайшие годы развиваться региональной экономике, став привлекательной для отечественных и зарубежных инвесторов. Усилить их интерес к области должен и новый вариант закона об ОЭЗ, также рассмотренный на заседании правительства, который планируется внести на утверждение в Госдуму еще до конца этого года.

Этот документ, кстати, даже важнее, чем программа, на финансирование которой из федерального бюджета предусматривается выделить всего 19%, а из областного — около пяти процентов от запланированных 93,5 млрд рублей. Остальные средства правительство и руководство региона надеются получить в виде инвестиций и кредитов, для чего и вводятся дополнительные льготы и гарантии.

Прольется ли на сей раз вожделенный финансовый дождь на Калининград? У областной администрации на этот счет нет сомнений, хотя уже в проекте федерального бюджета 2002 года на реализацию ФЦП заложена весьма скромная сумма в 400 млн вместо ежегодных программных 1,8 млрд рублей. Правда, Минфин обещал изыскать возможность удвоить объем финансирования области и внести поправки, но утвердят ли их депутаты Госдумы?

Например, руководитель ее подкомитета по инвестициям Анатолий Аксаков назвал все это бюджетной «халявой, которой надеется попользоваться регион» — вместо того, чтобы привлекать средства инвесторов, как это делает Великий Новгород, не имеющий льготных условий ОЭЗ. Резко отрицательно относится к ФЦП даже представитель Калиниградской области в нижней палате парламента Владимир Никитин, который считает эту программу сырой и откровенно лоббистской. По его мнению, не решает проблем области в складывающихся геополитических условиях продвижения Евросоюза на восток и новый вариант закона об ОЭЗ, так как он не представляет собой «конкретный механизм стыковки действующих в ЕС и России законодательств, интеграции экономики области в экономику соседних с нею стран», а всего лишь требует еще больших, чем прежде, льгот.

В те же часы, что и заседание правительства, в Калининграде проходила бизнес-конференция «Механизмы привлечения инвестиций и внедрение новых финансовых технологий на предприятиях региона», организованный «Альфа-Банком», где также говорили о перспективах Калининграда. Президент банка Петр Авен призвал не возлагать больших надежд на помощь из центра, заявив, что «администрации области надо не с правительством работать, выпрашивая у него деньги, а трудиться на месте, создавая условия для привлечения инвестиций».

Еще радикальнее высказался на этот счет находившийся здесь с визитом руководитель думской фракции СПС Борис Немцов, который считает, что интеграция России с Евросоюзом неизбежна и ее следует начинать с Калининграда, который реально может войти в ЕС уже к 2005 году. Чему благоприятствует его геополитическое положение и действие на его территории отличного от других российских регионов экономического механизма — закона об ОЭЗ, который несложно привести в соответствие с европейскими стандартами. По его мнению, «Россия не имеет права упустить уникальный шанс сделать через этот регион прорыв в Европу» и, тем самым, открыть путь инвестициям в его экономику и, следовательно, к повышению уровня и качества жизни калининградцев. Если же такого не произойдет, подчеркнул Немцов, мы можем потерять эту российскую территорию, так как молодое поколение вряд ли согласится жить бедно в окружении богатых европейских соседей.

Но, похоже, федеральный центр пока не готов пойти на столь радикальный метод решения будущей судьбы Калининградской области, предпочитая пользоваться старыми и, как мы видели, малоэффективными способами...

Валерий Бирюков

Калининград

Росбалт

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить