Сергей Борисов: сенатор маккарти где-то рядом

С 11 сентября прошлого года агенты ФБР проверили 435 000 фактов, которые так или иначе связаны с «антиамериканской деятельностью». Страна погружается в атмосферу всеобщей подозрительности. Немало была удивлена руководительница музея из Хьюстона Донна Хуанка, когда увидела у ворот своей галереи агентов ФБР. Хуанка готовилась к открытию вставки, посвященной тайным операциям США и правительственным секретам. Выставка так и называется — «Секретные войны». Не успела она открыться, как секретные агенты были тут как тут. «Они были похожи на роботов, — цитирует Донну газета «Крисчен Сайнс Монитор». — Темные костюмы и кожаные портфели. Что антиамериканского в свободе слова?» Целый час г-же Хуанке пришлось отвечать на вопросы сотрудников ФБР.

Как пишет «Крисчен Сайнс Монитор», по всей стране все большему числу американцев также приходится отвечать на каверзные вопросы — потому что они посмели критиковать правительство, президента и войну против терроризма. Многие из тех, кого проверяют, ничего не имеют против этого — обстановка в мире непростая. Но все больше раздается голосов тех, кто считает, что агенты ФБР уже переступили невидимую черту и свобода слова под угрозой. «Если ФБР обследует выставки в музеях, это значит, что оно перешло черту, — говорит специалист по первой поправке Дэвид Коул из Джорджтаунского университета в Вашингтоне. — ФБР должно расследовать достоверные факты о криминальной деятельности, а не политической».

Новая реальность такова, что неизвестно, кто следующий направит самолет в здание. Поэтому приходится проверять любое сообщение даже о намеке на угрозу государству. Нынешняя ситуация в США показывает, как быстро может измениться страна. Неизвестно, чего добивались в сентябре террористы, но они отняли у Америки спокойствие и уверенность.

К 60-летнему жителю Сан Франциско, бывшему рабочему телефонной компании тоже приходили из ФБР. «Вы занимаетесь в таком-то тренажерном зале?» Мужчине все стало ясно — в зале он не только «качался», но и высказывал иногда свои политические взгляды. Как-то Ренгольд заявил, что Усама, конечно, сделал ужасные вещи, но и Бушу нечем гордиться — потому что он слуга крупных нефтяных компаний и его единственный интерес на Ближнем Востоке — нефть. Партнеры Рейнгольда по тренажерному залу назвали его нелояльным, а кто-то из них позвонил, куда следует. Прибывшие сотрудники ФБР начали разговор с нелояльным американцем: «Вам дано право на свободу слова». «Спасибо, ответил Барри. — На этом и закончим наш разговор». Закрывая дверь, он услышал, как один из агентов сказал другому: «Но отчет-то все равно нам придется писать».

Работники ФБР считают проверки поступающих звонков рутинной и безобидной работой. И выставку в техасском музее они после проверки решили считать «неопасной». Владелице музея от этого не легче. Ей не понравилось, как агенты останавливались около каждого экспоната и спрашивали: «Что это означает?»

«Это означает «новый маккартизм», когда политические разногласия приравниваются к измене», — считает Барри Штейнхардт, помощник директора Американского союза гражданских свобод. — Тенденция пугающая: человек просто пользуется свободами, которые мы защищаем — и после этого к нему приходят с проверкой». Вряд ли американцы захотят снова окунуться в атмосферу маккартизма. Это означало бы, что террористы добились своего.

Сергей Борисов

ПРАВДА.Ру

«Крисчен Сайнс Монитор»

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить