Виктор Боровский: я вижу серьезный прорыв в развитии региональной законодательной власти

Закончившийся сегодня ночью рабочий визит в Москву председателя законодательного собрания Иркутской области – свидетельство серьезных перемен во взаимоотношениях Федерального центра и регионов. Пожалуй, впервые региональный руководитель получил возможность напрямую обсуждать важные вопросы жизнедеятельности области с высшим руководством страны.

- Виктор Митрофанович, во время Вашей поездки в Москву Вы встречались с рядом влиятельных политиков России – спикером Федерального собрания, главой Счетной палаты. Это типичная рабочая поездка? Вы всегда имеете возможность встречаться с руководством страны? Или все же эти встречи свидетельствуют о прорыве во взаимоотношениях законодательных региональных властей и федеральных властей?

- Вообще-то я приехал для того, чтобы принять участие в работе правления Российского союза промышленников и предпринимателей. На этом заседании рассматривался очень интересный вопрос – Особенности промышленного подъема 2001 года и задачи РСПП по обеспечению стабильного экономического роста. Докладывал бывший министр экономики Евгений Ясин. Его интересно было послушать его оценки десятилетнего этапа реформ.

Интересно, поскольку речь шла и о конкретном Иркутском регионе.

Кроме этого, мы вместе с сенатором от нашей области Валентином Межевичем встретились с председателем Совета Федерации РФ Сергеем Михайловичем Мироновым и обсуждали проблемы взаимодействия ЗС и СФ.

Дело в том, что в январе Госдума собирала нас – председателей Законодательных собраний регионов - и выдвинула идею создания некоего постоянно действующего Совета председателей Законодательных собраний при президенте. Такой указ был заготовлен. Мы его видели, мы его обсуждали, и поэтому мне было очень интересно узнать у Миронова, в каком состоянии сейчас решение этого вопроса.

- И что вам сказал Сергей Михайлович? Такой Совет пока еще не создан?

- Нет, не создан, вопрос в стадии решения.

Вопрос взаимодействия с региональных законодателей с Советом Федерации имеет особенное значение, потому что с Государственной Думой такое взаимодействие отлажено. Государственная Дум постоянно присылает нам календари работы, повестки заседаний на три месяца вперед. Это уже вошло в систему. Зато от Совета Федерации мы никогда никакой информации не получали.

Сейчас, когда СФ переходит на постоянную систему работы, для нас очень важно сразу же, как говорится – на первом этапе его реформы установить нормальные деловые контакты. То есть, чтобы мы на местах имели возможность, также как мы работаем с Государственной думой, постоянно получать программы работы СФ на три месяца, календари заседаний, темы заседаний, перечень законопроектов, представленных на рассмотрение СФ, и так далее.

У нас сегодня нет такого контакта с Советом Федерации. Все эти вопросы мы обсуждали на встрече с Сергеем Михайловичем Мироновым. Могу сказать, что он с нами солидарен в этом вопросе.

- Это как-то связано с тем, что идет реформа Совета Федерации?

- Конечно, это напрямую связано. Нам очень важно было своевременно поднять этот вопрос, чтобы показать нашу заинтересованность в установлении контактов.

- Можно ли сказать, что эта встреча была прорывом во взаимоотношениях с Советом Федерации?

- Конечно, ведь если сравнить с исполнительной властью, то губернаторы каждый месяц приезжали в Москву на заседания СФ, напрямую общались с руководством страны и могли достаточно эффективно влиять на решение проблем в своих регионах. В то же время, что касается законодательной ветви власти, то уже за год моей работы председателем Законодательного собрания Иркутской области у нас не было ни одной подобной встречи с высшим руководством страны. Это относится не только к Иркутской области, но и к другим главам органов законодательной власти регионов.

- Чья это была инициатива – организовать встречи в Совете Федерации, Счетной палате?

- Это была моя инициатива. Но дальше я уже озадачил сенатора от Иркутской области Валентина Межевича, который и организовал эту встречу.

Если говорить о самой встрече, она была достаточно интересной.

Я сразу же начал говорить о необходимости усиления координационной работы представительных органов - не только во взаимоотношениях между Советом Федерации и законодательными собраниями. Но и о необходимости выстраивать вертикаль между законодательными собраниями и представительными органами муниципальных образований. Необходимо постоянно работать в контакте, организовывать семинары, плановые встречи, чтобы представительные органы муниципальных образований не чувствовали оторванность от своих товарищей более высокой иерархии – от депутатов законодательных собраний.

Сергей Миронов согласился с этим и сказал, что он является сторонником выстраивания такой вертикали власти. Ибо она способствует усилению Федерации.

Что касается создающегося сейчас постоянно действующего Совета руководителей органов законодательной власти при президенте РФ, то Сергей Михайлович подтвердил, что такой указ существует и сейчас идет проработка этого вопроса. Разногласия в связи с возникновением подобной структуры коснулись только названия. Как правильнее назвать – Высший Совет, постоянно действующий Совет?

- Ведь сейчас существует Госсовет, в который входят губернаторы.

- Вот и надо, чтобы название у новой организации было не хуже, чем Госсовет. А тут как назвать - Постоянно действующее совещание представителей законодательной власти? Это долго и труднопроизносимо. А вот, к примеру, назвать Высший совет законодателей – это уже звучит.

В общем, указ подписан. И такой орган будет создан.

- Возникновение подобной структуры будет свидетельствовать о закреплении качественных изменений в работе законодательных собраний.

- Конечно, минимум два раза в год мы сможем встречаться с президентом и обсуждать насущные вопросы.

- Вы первый раз встречались со спикером Совета Федерации?

- Да. Никогда прежде мы не встречались. Хотя Сергей Миронов бывал в Иркутске. И кстати, мы в одно время работали в Монголии.

- Вы также встречались с председателем Счетной палаты Сергеем Степашиным. Это тоже была первая встреча?

- Да, мы встречались впервые. Чем была вызвана встреча со Степашиным? Нам надо поднимать роль Контрольно-Счетных палат регионов. Во многом этот процесс будет зависеть от позиции Счетной палаты и лично Сергея Вадимовича Степашина. Мне было очень важно понять его позицию, как он относится к этой проблеме – отстраненно или заинтересовано? Общение с ними показало, что он крайне заинтересован в создании вертикали Контрольно-Счетных палат. Когда мы завели разговор об усилении устойчивости руководителей КСП. Сегодня достаточно легко снять руководителя контрольно-счетной палаты. И сегодня, когда он проводит проверку, он начинает оглядываться, не повредит ли ему лично эта проверка. Ему надо создать устойчивость, чтобы он не оглядывался, а свои заключения писал в соответствии с реальными фактами и своим государственным долгом.

Сергей Вадимович согласился, что это важная государственная проблема и выстроить такую вертикаль можно. Такой законопроект два года назад положили на стол президенту. Этот законопроект пока «варится» – о двойной подчиненности руководителей контрольно-счетных палат – чтобы они назначались Счетной палатой по представлению законодательных собраний. Таким образом, получится более высокая устойчивость.

- Как Вы можете охарактеризовать Ваши отношения с сенаторами от Иркутской области – Валентином Межевичем и Дмитрием Мезенцевым?

- С Валентином Межевичем мы работаем с середины марта стабильно и эффективно, он сенатор со стажем. А Дмитрий Мезенцев еще месяца не работает. Поэтому мы с ним еще такого контакта не установили. Но я думаю, что обязательно установим.

Кстати, Сергей Миронов обратил внимание на Мезенцева и сказал, что его на удивление единодушно и быстро избрали сенатором.

- На данный момент у вас есть какие-либо законодательные инициативы, которые с помощью ваших сенаторов оказались в государственной Думе, Совете Федерации или на столе у президента?

- Есть. В январе проходило Совещание и возник постоянно действующий Совет Федерации, Сергей Миронов поставил задачу сенаторам – проводить инициативы с мест. Сегодня получается, что только 0,6 процента законодательных инициатив региональных представительных органов превращаются в законы. Почему? Да потому что долгое время существовала следующая практика: мы подготавливали законодательную инициативу, посылали ее в Государственную Думу и никто ее здесь «не вел». Документ уходит по казенным инстанциям и невозможно выяснить, где он потерялся, на каком этапе находится рассмотрение инициативы. Некому проследить ее путь. Сергей Миронов поставил задачу, что представители регионов и должны будут эту функцию исполнять.

Сейчас мы готовим свой перечень законодательных инициатив, который мы направили в Государственную думу, и вручим их обоим нашим представителям для того, чтобы они начали работу по их превращению в законы.

Сейчас на рассмотрении должно находиться 15 законопроектов, предложенных нами. Сказать, что какой-то из них превратился в закон, мы не можем. В чем вся трагедия, мы отправляем законопроект, а дальше сидим и ждем, ничего не знаем о его судьбе. Направляем документ на имя председателя Государственной думы, затем законопроект отправляется по комитетам, в правительство для получения заключения. При этом последовательной работы по контролю за прохождением этой инициативы в Москве нет. Вот эту работу и должны взять на себя члены Совета Федерации.

- А нельзя использовать возможности депутатов Государственной думы, чтобы он следили за прохождением законопроектов?

- Депутаты работают на постоянной основе, у них есть постоянные обязанности и необходимость следить за законодательными инициативами с мест для них нечто вроде общественной нагрузки. А для сенаторов это будет постоянной работой.

- То есть ситуация такова, что вы готовите документы, тратите кучу сил и времени, отправляете их и оказывается, что эта работа никому не нужна?

- Можно сказать и так. И это ведь не только в Иркутской области. К сожалению, при прежнем порядке вся Россия работала «в стол», в корзину. А сейчас при создании постоянно действующего Совета Федерации наконец есть возможность серьезно заняться этой задачей.

- В прессе прошли сообщения, что при законодательном собрании Иркутской области будет создана молодежная палата. Что это за объединение и каковы будут ее цели и задачи?

- Комиссия по регламенту и связям со средствами массовой информации, возглавляемая Антоном Романовым подготовила такой законопроект и мы его, очевидно, будем рассматривать. Пока не хотелось бы об этом говорить. Я еще не видел этой инициативы, а раз не видел, то и говорить пока не буду.

Беседовала Инна СЕМЕНОВА

«ПРАВДА.Ру»

Ссылки по теме:

Regions.ru:

Иркутская область. Спикер ЗС примет участие в заседании правления Российского Союза промышленников и предпринимателей.

Иркутская область. На перекладку десяти километров городских теплосетей Черемхово потребуется 80 млн. рублей.

Иркутская область. Председатель ЗС Виктор Боровский намерен принять участие в решении наиболее острых проблем Черемхова.

Иркутская область. Делегация ЗС во главе с председателем Виктором Боровским посетит Черемхово.

Страна.Ru:

Виктор Боровский: у регионов появилась возможность более эффективно работать в сфере федерального законодательства

Regions.ru:

Иркутская область. Председатель ЗС области Виктор Боровский высоко оценил законотворческую деятельность регионального парламента в 2001 году.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить