К вопросу о создании Азиатского Союза

Речь идет о перспективах образования союза с участием России, Китая, Индии и Ирана, однако существуют некоторые неясные моменты, связанные с осуществлением этой идеи. В настоящее время этот союз рассматривается чисто теоретически, однако его создание всецело зависит от политики Евросоюза и Вашингтона.

 Основным препятствием для создания такого союза в нынешних условиях, по мнениию американцев, является отсутствие общей идеологии у названных стран. В Иране существует религиозная власть. В России со времен распавшегося Советского Союза осталось что-то подобное коммунистической идее. В Китае до последнего времени поклоняются идеям Мао. Сегодня опыт идеологизированной власти в России и Китае привел к тому, что в этих странах наблюдается тенденция поиска новых идеологий. В Индии с учетом ее кастового и религиозного многообразия представить общество с одной идеологией невозможно. Таким образом, если принять во внимание различия в основополагающих взглядах, в частности в вопросе об отношении к религии, такой союз не может существовать. В Иране религия лежит в основе государственного строя, а нынешние руководители России и Китая воспитывались в условиях, когда с религией велась решительная борьба. В Индии же при этом существуют свои особые условия. У России есть проблемы в Чечне, у Китая - в северо-западных районах, т.е. в тех местах, где проживают мусульмане. Дели никак не может решить кашмирскую проблему. Если начнется война с Пакистаном, на какой стороне фронта окажется Тегеран? Не ясно. Даже если Иран сохранит нейтралитет в этой войне, возникает другой вопрос: с какой целью создан союз?

 Существует еще одно препятствие на пути создания союза. Оно связано с разными материальными ресурсами. Из каждых шести жителей планеты один - китаец, а другой - выходец из Индии. Число русских только в два раза превышает количество жителей Ирана, в котором проживает всего 70 млн. человек. Три государства, за исключением Ирана, располагают ядерным оружием и могут осуществлять запуски искусственных спутников в космос. В области производства вооружений и боевой техники возможности этих стран несопоставимы с возможностями Тегерана, даже если сравнивать уровни производства с точки зрения самодостаточности, а не по количеству произведенных единиц вооружений. Вместе с тем Россия входит в число крупнейших поставщиков вооружений и боевой техники и располагает передовыми военными технологиями. Объем товарооборота между Пекином и Вашингтоном превышает 60 млрд. долларов. В то же время товарообмен между Пекином и Тегераном составляет около 3 млрд. долларов. Количество населения и рынки России и Ирана никогда не могли удовлетворить китайцев. Запасы нефти и газа в Иране не имеют для Китая и Индии стратегического значения, поскольку у этих стран нет общей с Ираном границы, а Россия не нуждается в зарубежных месторождениях энергоресурсов.

 Кроме того, существуют препятствия, которые носят политический и международный характер. Азиатский союз вызовет опасения у Евросоюза и у Японии. За этим последует их союз с Америкой. Лондон укрепит свои позиции, и возрастет его роль в Евросоюзе. Проблема Тайваня останется нерешенной. Расширится присутствие американцев в Средней Азии и на Кавказе. Запад окажет поддержку Пакистану и выступит на стороне чеченских сепаратистов. И, наконец, как никогда упрочится положение Израиля. Все это только часть того, о чем мечтают Америка и страны Запада. Ни одна из четырех названных стран не хочет этого.

 Таким образом, с учетом перечисленных препятствий Азиатский союз не будет создан, хотя у каждой из четырех стран есть свои интересы в создании такого союза.

 По мнению Тегерана, значимость Азиатского союза заключается в его долгосрочных перспективах. Вопреки точке зрения американцев, появится организация, которая будет значительно превосходить по силе и Варшавский договор, и НАТО. Появление новой силы приведет к тому, что расположенные вне региона государства уйдут из Азии. Вслед за этим будут урегулированы все конфликты, спровоцированные и разжигаемые названными государствами. Без их вмешательства будет положен конец всем спорам и разногласиям, которые продолжаются почти целый век. Названный союз будет располагать основными запасами нефти и газа, значительными людскими ресурсами и огромной территорией. Кроме того, историческое и культурное прошлое, тесная близость и общие корни четырех стран могут вытеснить собой идеологический фактор. Несмотря на глубокие различия с точки зрения государственного устройства, несмотря на самостоятельность и полную политическую независимость, все четыре страны придерживаются одного мнения по поводу международных проблем и имеют разногласия с Вашингтоном. Почему Азиатский союз нельзя рассматривать, как аналогию Евросоюзу? Европейские страны должны понимать, что им следует относиться к Азиатскому союзу как к брату, а не как к сопернику. Этот союз будет вести борьбу с терроризмом, обеспечит надежную безопасность в значительной части азиатского континента и создаст благоприятные условия для европейских инвестиций. Создание Азиатского союза будет способствовать осуществлению программ европейских стран по демонополизации месторождений энергоносителей, по контролю над ядерными исследованиями. Этот союз создаст условия для сближения азиатской и европейской цивилизаций на основе исторического прошлого, а также для укрепления мира во всем мире.

 Есть еще одно важное обстоятельство. Как показывает исторический опыт, даже враги могут перед лицом общей опасности забыть о своих разногласиях и объединиться друг с другом. В скандально известной статье в одной из американских газет был приведен список из семи государств, в отношении которых американцы грозятся применить атомное оружие. В этом списке есть все четыре названные государства. В этой связи возникает вопрос: если американцы выполнят свои угрозы, пусть даже и против одного из семи перечисленных государств в любом из регионов, есть ли гарантия, что они не продолжат подобные действия? Безусловно, опасность ядерной войны, великий страх периода холодной войны и прошлых десятилетий существовали и прежде, и атомные державы делали все, чтобы не допустить подобных инцидентов. Однако нельзя сбрасывать со счетов, что такие действия все же возможны. Вполне можно допустить, что одна из атомных держав окажется в ситуации, когда к власти в ней придет группа сумасшедших, которые посчитают, что их противники слабы и по ним можно нанести удар.

 Во все времена война имела своих сторонников и представляла собой большую опасность. Концентрация власти, накопление богатств, желание править всем миром, слабость противников и отсутствие разума - все это приводило к тому, что появлялись люди, которые нажимали на спусковой крючок. В этой связи достаточно вспомнить Гитлера, Наполеона, Тимура, Чингисхана, Нерона, Александра, Дарьюша и многих других.

 Что же сегодня, в начале XXI века, может сделать нас оптимистами и заставит поверить в то, что времена сумасшедших прошли и уже никто и никогда не откроет склады, которые в течение шести десятилетий наполнялись смертоносным оружием?

 В случае противостояния между Америкой и Азией раскол между США и Европой обязательно сгладится в пользу американцев. В случае создания Азиатского союза Европа окажется под давлением со стороны Лондона и Вашингтона. В результате этого давления европейские страны, стремясь сохранить целостность Евросоюза, поспешат протянуть руки американцам. Таким образом, вражда между Востоком и Западом - это то, чего следует избегать. Складывается впечатление, что Азиатский союз, который вроде бы может сыграть эффективную роль в противостоянии американским угрозам, на самом деле дестабилизирует обстановку. В краткосрочной перспективе создание Азиатского союза не даст ощутимых положительных результатов. Однако, с другой стороны, нельзя воспринимать угрозы американцев как шутку. В этой связи для осуществления контроля над действиями США и для предотвращения экстремизма со стороны этого государства следует, видимо, говорить не о создании Азиатского союза, а об осознании необходимости "евро-азиатского" сотрудничества. Такое сотрудничество может охватывать большее количество государств, чем Азиатский союз. Оно в первую очередь может быть направлено на решительную борьбу с терроризмом, фашизмом, наркобизнесом и нищетой. Для ведения такой борьбы необходимо пересмотреть само понятие демократии. Оно должно быть приведено в соответствие с новыми условиями в мировом сообществе. Необходимо также пересмотреть роль ООН. Эта организация должна осуществлять более тщательный контроль за соблюдением принципов демократии в различных странах. Следует положить конец вмешательству великих держав в деятельность ООН.

 Евросоюз при новом мировом порядке лучше всех подходит на роль гаранта мира и безопасности. Европа может занять ведущее положение, и в этом деле ей помогут азиатские государства.

 Глобальные экологические проблемы, глубокая пропасть между богатыми и бедными - вот что представляет собой серьезную опасность для существования человечества. В таких условиях мир необходим людям острее, чем когда либо прежде, а основой прочного мира может быть только разум.

 

  С.Порси - специально для Иран.Ру на персидском языке

По материалам информационного сайта ИРАН.Ру

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить