Валентина САВОСТЬЯНОВА: управление государственным Пенсионным обеспечением должно быть в руках исполнительной власти

Происходящие в последнее время события вокруг реформирования пенсионной системы Российской Федерации вызывают у меня очень большое беспокойство. На всех проводимых мной приемах избирателей главным вопросом является маленький размер пенсий при большом страховом стаже пенсионеров. При этом граждане возмущены контрастом между размерами государственных пенсий и уровнем расходов Пенсионного фонда Российской Федерации на собственную деятельность, в частности, построенными в последние годы шикарными офисами, дорогими иностранными лимузинами, обслуживающими руководителей отделений ПФР и т.д. Все это, на мой взгляд, последствия закрытости Пенсионного фонда, неэффективности системы управления финансами государственного пенсионного обеспечения и недостаточным контролем со стороны государства за их расходованием Пенсионным фондом.

В течение последнего года Правительством и Государственной Думой предприняты шаги по наведению порядка в государственном пенсионном обеспечении. В частности, передача полномочий по сбору страховых взносов в Пенсионный фонд налоговым органам поставила их поступление под жесткий контроль Правительства. В результате под постоянным оперативным контролем органов исполнительной власти оказалось как поступление средств в Пенсионный фонд, так и их расходование на выплату пенсий.

Однако это, по вполне понятным причинам, не устраивает руководство Пенсионного фонда. Ведь как только у Пенсионного фонда осталась единственная базовая функция - аккумуляция средств на финансирование пенсий, по существу исчезла необходимость существования его региональных отделений. Для аккумуляции средств, распределения их между субъектами Российской Федерации и заимствования денег на финансовом рынке для покрытия временных дефицитов достаточно одного центрального аппарата ПФР в Москве.

В сентябре 2000 года по инициативе Пенсионного фонда принят Указ Президента Российской Федерации "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" № 1709, передающий полномочия по назначению и выплате пенсий от органов социальной защиты населения отделениям ПФР, и тем самым, по существу, сводящий на нет наметившийся положительный сдвиг в оптимизации управления и контроля над расходованием средств государственного пенсионного обеспечения. В результате, вместо сокращения численности персонала ПФР и расходов на его содержание, в бюджете Пенсионного фонда на 2001 год заложено увеличение штата на 20 тысяч человек, причем 19,5 тысяч только на назначение и выплату пенсий. Как говорится не мытьем, так катанием, Если Минналогов и Минфин оперативно контролируют поступление пенсионных средств, то необходимо вывести из-под контроля Правительства и субъектов РФ их расходование. Последствия такого положения, я думаю подробно объяснять не надо. Это и возможность сохранить видимость благополучия при плохой работе, и возможность существенно увеличить штат организации, и тем самым ее влияние на местах, и возможность оперативно профинансировать не предусмотренные целями государственного пенсионного обеспечения мероприятия.

Этот Указ Президента, как противоречащий Конституции РФ и действующим федеральным законам, опротестован более чем 130-ю депутатами Государственной Думы в Конституционном Суде. Однако пока суд да дело, Пенсионный фонд идет дальше в стремлении вывести свою деятельность из-под контроля государства. Подготовлен проект федерального закона, предусматривающий передачу ПФР не только назначение и выплату пенсий, но и сбор страховых взносов на государственное пенсионное страхование. Тот же законопроект устанавливает в действующем Положении о Пенсионном фонде Российской Федерации новый статус ПФР как некоммерческой организации - государственного социального внебюджетного фонда. При этом, ни ответственность ПФР перед органами государственной власти, ни подчиненность его Правительству законопроектом не предусматривается.

Такое развитие событий лично меня, как депутата Государственной Думы, не устраивает. Учитывая, что государственное пенсионное обеспечение является функцией государства, осуществляемой с целью реализации закрепленных в Конституции Российской Федерации прав граждан на социальное обеспечение, распределение функций по пенсионному обеспечению, на мой взгляд, между органами управления должно выглядеть следующим образом:

 сбор финансовых средств на цели пенсионного обеспечения осуществляет государство в лице органов исполнительной власти, обеспечивающих бюджетный процесс в стране;

 аккумуляцию финансовых средств и финансирование выплаты пенсий осуществляет, созданное государством, подотчетное Федеральному Собранию и Президенту и подчиненное Правительству специализированное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее распределение средств между субъектами Российской Федерации и обеспечивающее с помощью заимствований на финансовом рынке покрытие возможных временных дефицитов финансирования пенсий;

 учет пенсионных прав граждан, назначение и выплату пенсий, включая их доставку, осуществляют органы социальной защиты населения или органы пенсионного обеспечения, созданные Правительством (Минтруд) и субъектами Российской Федерации и пока успешно справляющиеся с этой задачей.

Такая схема позволяет сделать абсолютно прозрачным прохождение финансовых потоков государственного пенсионного обеспечения и страхования, обеспечить достоверный и оперативный контроль поступления и расходования средств государственного пенсионного обеспечения.

Убедительно прошу депутатов Государственной думы, представителей Правительства РФ, министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации и всех других, заинтересованных лиц высказаться по поставленному вопросу. Ведь реформирование структуры управления пенсионным обеспечением затрагивает практически каждого гражданина России и, на мой взгляд, нуждается в широком обсуждении.

Валентина САВОСТЬЯНОВА,

Заместитель председателя комитета по труду и социальной политике Государственной думы

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить