Михаил Делягин: США и Израиль, решение стратегических проблем

ПРАВДА.Ру продолжает публикацию последней работы нашего постоянного автора директора Института проблем глобализации Михаила Делягина. Предлагаем вниманию наших читателей третью часть статьи.

Теракт против США ввергнул американское общество в глубочайший шок, не идущий ни в какое сравнение с российским шоком двухлетней давности. Истерические реакции эмигрантов на Интернет-форумах и доходящая до призывов к геноциду по религиозному признаку риторика американоориентированной части российской интеллигенции способны дать о глубине шока лишь самое приблизительное представление.

Американцы придавали исключительное значение не только своему доминированию в мире, но и своей безопасности (как личной, так и - особенно - коллективной), и мировоззренческий смысл программы ПРО как раз и заключался в отгораживании "крепости Америка" от ширящейся за ее пределами нестабильности - пусть даже и вызванной ее собственными действиями. Угроза личной безопасности оказала значительное мобилизующее воздействие и способствовало решению основных стратегических проблем США: экономической, этнической, технологической, гео- и внутриполитической.

Экономическая проблема заключалась в торможении развития мировой и американской экономик в том числе из-за чрезмерных аппетитов американских нефтяных корпораций.

Теракт дал оправдание падению американских рынков, позволив США "сохранить лицо" (одно дело - пасть жертвой вызванного внутренними причинами структурного кризиса, и совершенно другое - жертвой чудовищного по своей жестокости и изощренности преступления).

При этом он заставил руководство США активизировать программы стимулирования экономического роста.

Подрыв же системы социального обеспечения США, "завязанной" на их фондовый рынок, - долгосрочная проблема, для решения которой еще есть время и которая даже в случае игнорирования не проявится сразу. Но даже в самом худшем случае снижение социальной нагрузки на американскую экономику подтолкнет ее развитие, хотя и снизит популярность президента, оказавшегося на своем посту в неподходящий момент.

Позитивным экономическим следствием теракта следует признать то, что он заставил американские нефтяные корпорации поступиться эгоистическими интересами и снизить цены на нефть, "дав вздохнуть" не только мировой, но и собственно американской экономике.

Но главное - он дал США повод не просто еще раз применить, но качественно углубить применяющуюся ими для привлечения капитала стратегию "экспорта нестабильности". Длительная война с терроризмом, о которой говорит Буш, будет вестись далеко от США - в Евразии. Нанося удар по исламскому терроризму, США объективно будет провоцировать ответ, который в условиях фактически военного времени не может быть слишком сложным и, соответственно, не может наноситься на значительное расстояние. Это значит, что этот ответ будет дестабилизировать в первую очередь страны, находящихся вблизи от "исламской дуги напряженности".

Таким образом, с экономической точки зрения "американская месть" явится продолжением политики дестабилизации конкурентов при помощи одновременного укрепления и раздражения "исламского фактора". В 1999 году она была с сокрушительным успехом применена против Европы; теперь масштабы дестабилизации расширятся на всю Азию, и бегство капиталов из США быстро сменится многократно усилившимся бегством капиталов уже на их территорию. (Стоит обратить внимание, что умелая дестабилизация натовцами ситуации в Македонии привела к бегству капитала из США в основном в страны, не входящие в еврозону).

Воспрепятствовать этому могут только новые удары по территории США, но, несмотря на истерию, нагнетаемую американскими политтехнологами, такие удары маловероятны. Исключительная сложность подготовки практически исключает возможность повторного удара. Он технологически возможен, только если его будут наносить представители американских спецслужб, но очевидность этого превращает такой удар в аналог явки с повинной и самоубийства, что делает его практически невозможным (кроме того, спецслужбам просто незачем наносить повторный удар, так как все возможные цели, включая дискредитацию Буша, уже достигнуты).

Наконец, восстановление разрушений и массовая скупка средств обеспечения безопасности обеспечат инвестиционному и потребительскому спросу США определенный поддерживающий эффект.

Этническая проблема достигла в США катастрофических масштабов на президентских выборах 2000 года, когда общество оказалось разделено строго пополам - и строго по этническому принципу.

Катастрофа сплотила основные этнические группы США и выплеснула энергию межэтнической вражды (в том числе в форме погромов и убийств) на незначительные во внутриполитическом плане группы арабов и особенно сикхов. (Существенно, что россияне продемонстрировали несравненно больший уровень цивилизованности, чем американцы - в аналогичных обстоятельствах сентября 1999 года и речи не было о чеченских погромах).

Внутриполитическая проблема заключалась в недостаточной легитимности Буша, вызванной как неубедительным подсчетом голосов на выборах, так и, как это ни фантастично звучит, неконституционностью самой процедуры президентских выборов при помощи коллегии выборщиков.

Теракт заставил Гора, менее года назад отозвавшего свои поздравления с победой, публично присягнуть Бушу и надолго исключил саму возможность политической оппозиционной деятельности.

Кроме того, теракт дал республиканцам прекрасный повод для проведения вожделенной "глубокой чистки" силовых структур от целых групп, недостаточно тесно связанных с ними в политическом отношении.

Технологическая проблема заключается в том, что крах в апреле 2000 года рынков акций высокотехнологичных компаний разрушил сложившуюся к тому времени в США модель стимулирования технологического прогресса. Единственной возможной альтернативой стало государственное финансирование, символом и одним из основных инструментов которого стала программа ПРО. Она имеет в первую очередь не военное, но экономическое значение, так как является важнейшим способом поддержания технологического лидерства и, соответственно, экономического доминирования в мире.

Однако широкий международный протест и отсутствие единодушной внутренней поддержки тормозили программу ПРО, подрывая тем самым конкурентоспособность США.

Вызванное терактом общее помешательство на безопасности при минимальной политтехнологической корректировке способно переломить сегодняшнее скептическое отношение американского общества к ПРО. Сопротивление же "мирового сообщества" американским оборонным инициативам сегодня попросту невозможно, так как будет иметь слишком много общего с пособничеством террористам.

Таким образом, все помехи ПРО могут быть сметены.

Наконец, геополитическая проблема США заключалась в том, что мирный распад СССР лишил оправдания их мировое доминирование и создал объективную угрозу их статусу сверхдержавы. Сверхдержава осуществляет военно-политическую защиту своих союзников, в обмен на которую те ограничивают свою экономическую конкуренцию с ней. В результате она получает двойной выигрыш: с одной стороны, от ограничения конкуренции, с другой - от технологического лидерства, являющегося естественным следствием концентрации военных расходов (именно они, как показывает практика, служат наиболее эффективным способом стимулирования технологического прогресса).

Этот выигрыш существует, пока существует достаточно серьезная внешняя опасность. Распад СССР по кровавому югославскому сценарию (такие проработки делались) плавно заменил бы "советскую военную угрозу" угрозой "постсоветского хаоса" и не просто сохранил, но значительно укрепил бы оправдание глобального доминирования США: они остались бы единственным защитником человечества от опасности, исходящей с территории бывшего СССР, от волны террора и насилия.

Относительно мирный распад СССР разрушил эти планы, и глобальное доминирование США утратило оправдание. США перестали выполнять необходимую остальным странам миссию, ради которой те умеряли бы свою конкуренцию с ними и так и не смогли найти ей замену. Попытки назначить нового "общечеловеческого врага" успехом не увенчались: Россия была слишком слабой и дружелюбной, Ирак - слишком незначительным, Китай - слишком тесно связанным с Европой и слишком сильным, а террористы, как блохи, у каждого были свои. В результате и Европа, и Китай, и арабский мир начали преследовать собственные интересы, бросая США вызов в самых различных сферах.

И все сегодняшние проблемы США - оттого, что 10 лет назад из-за разумности и стойкости народов нашей Родины они "потеряли темп".

Чудовищное и очень американское по своей наглядности и телегеничности злодеяние вернуло "цивилизованному человечеству" общего врага, а США - оправдание их доминирования. Дошло до того, что они получили военную инфраструктуру в еще недавно казавшейся недосягаемой для них Средней Азии, начав процесс вытеснения оттуда России и недопущения туда Китая (весьма вероятно, что они уже не уйдут оттуда или, уходя, в рамках концепции "управляемой дестабилизации расширением исламского влияния" передадут эту инфраструктуру своим союзникам по НАТО- туркам).

При этом США находятся в лучшем положении, чем в период "холодной войны", так как враг, в отличие от тогдашней ситуации, не только не самоочевиден, но, напротив, невидим для всех, кроме сверхдержавы, которая обладает монополией на определение, а по сути - на назначение этого врага.

Российские наблюдатели, как правило, не отдают себе отчет в том, до какой степени для американского общества важны юридические формулировки. Декларация о "войне", воспринятая россиянами как метафора, оживляющая воспоминания о Великой Отечественной и о страхе перед ядерной катастрофой, для самих американцев имеет четкий юридический смысл.

В мирных условиях подозреваемого надо поймать, доставить в суд, дать ему адвоката и выслушивать его не вполне удобные высказывания (случай Милошевича). Более того: подсудимый может доказать свою невиновность (случай Димитрова) или продемонстрировать убежденность (случай Маквея). Все это сложно, недостаточно надежно и, в конце концов, слишком долго, - а общественное мнение нуждается в шоу "Месть" (характерно, что американцы не говорят о "возмездии") прямо сейчас.

Состояние же войны позволяет полностью отмести все демократические формальности (существенно, что США вообще понимают "права человека" как привилегию американцев и европейцев; их толерантность существует "только для белых") и осуществлять демонстративное наказание "плохих парней" в те сроки, когда это нужно, исходя из внутриполитической ситуации, и без каких-либо доказательств (представленные союзникам, а затем и России "доказательства" могут быть признаны таковыми лишь судом).

В самом деле: бен Ладен был объявлен виновником теракта задолго до предъявления (а если исходить из здравого смысла, то и до сбора) доказательств. То, что в конце концов они были предъявлены в первую очередь союзникам США, может иметь (помимо демонстрации отделения "агнцев от козлищ" и запугивания всех относительно самостоятельных стран) только одну цель: проверку степени убедительности этих доказательств на заведомо лояльной и польщенной аудитории с целью их последующей доработки.

Существенно, что в результате теракта один человек - президент США Буш - подменил собой Совет безопасности ООН, при полной поддержке мирового сообщества присвоив себе такие его неотъемлемые функции, как определение агрессора и выдачу санкции на применение против него силы.

При этом изменения психологии не произошло. США остались прежними, и об их неготовности к международному сотрудничеству свидетельствует осознанный отказ от помощи российских спасателей, который, с учетом опыта МЧС, стоил американскому народу как минимум десятки человеческих жизней. Террористы убили тысячи людей, но как минимум десятки убиты высокомерием администрации США , показавшей, что она не хочет быть ничем обязанной другим странам.

Это чудовищно, но вполне логично: сверхдержава в мировой системе координат находится непосредственно между Господом Богом и остальным человечеством. Ситуация, в которой какая-либо страна может хоть в чем-то помочь сверхдержаве, то есть хоть в чем-то встать на один уровень с ней, объективно подрывает ее престиж, снижает самооценку ее общества, ставит под сомнение ее лидерство.

Администрация США думала долго - почти двое суток, но сделала правильный выбор, заплатив за сохранение правильного самоощущения американского общества жизнями десятков сограждан.

На этом драматическим фоне решение стратегических проблем Израиля выглядело просто новогодним подарком.

Безысходный конфликт с палестинцами, подогреваемый эгоистичными настроениями различных групп влияния в американском обществе и весьма сильным в израильском обществе "комплексом вины" перед арабами, а также постепенное изменение настроений мирового сообщества в пользу арабов (с осуждением применения силы Израилем) углубила раскол в мировом сионистском движении, усилив позиции тех, кто считал необходимым отказаться от систематической поддержки Израиля, перестав расходовать на это средства американской общины.

В перспективе это создавало угрозу самому существованию Израиля; война США с исламским терроризмом стала для него спасением в прямом смысле этого слова.

Автор Михаил Делягин
Михаил Делягин — российский государственный деятель, экономист, политик и публицист
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить