ВЗГЛЯД из 93-Го. Первый снег в Москве пахнет "черемухой" и кровью

Вчера Б. Ельцин приехал на работу почти на час позже позавчерашнего — ночь была не из приятных. Ночью на Красной Пресне пролилась первая кровь. И даже первый снег, выпавший в столице, никогда не сможет покрыть черную боль от этих потерь.

К десяти утра на правительственной трассе, как и «полагается», перекрыли движение. У арбатского поворота покорно застыли сотни автомобилистов. И дюжина лимузинов с. мигалками, как на дискотеке, нырнула в кремлевские ворота, за которыми накопилось так много вопросов, которые мог бы задать народ. Например, почему накануне в Кремлевском дворце отменили плановый концерт. Не для того ли, чтобы посторонний глаз не увидел чего лишнего?

". Но «лишнее» в Кремле, у Дома Советов увидит каждый, кто окажется ночью или днем на улице Баррикадной, там, где тяжело красуется бронзовая табличка — в 1905 году здесь сражались рабочие дружины.

Сражение с народом идет и сегодня. Досталось дубинкой нашему фотокорреспонденту Майе Анатольевне Скурихиной — парень в шлеме, со щитом в руке годился ей во внуки. Ночью омоновец с газовым баллоном в руках гнался за авторами этих строк. Кричал: «А я вам, па-адлы!» Туманная пирамидка газа оставляла почему-то запах мокрого чеснока. Навстречу бегущим пошла вторая линия оцепления. Получилась классическая «мышеловка», оказавшись в которой все правые и виноватые рискуют собственной жизнью. Хорошо, нас спас темный проулок у зоопарка. Люди бросились туда. Омоновцы отстали, но сзади раздавался львиный рык, словно разбудили «царя зверей».

Просыпается зверь и в людях, идущих стенка на стенку. Это всегда бессмысленно и страшно. Так что тяжкие, громадные силы брошены уже не против «жалкой сотни депутатов» — бьют людей, простых смертных, которые читают приветствия американского президента русскому и удивляются: «А что было бы, если бы Клинтон решил распустить свой парламент? Кто бы кого поколотил?»

В полночь на станции «Баррикадная» — многолюдье. Люди возбуждены, матерятся вслух.

На мраморной стенке кровью - кровью! — написано: «Ельцин — фашист». «Порезвился здесь ОМОН, — пояснил свидетель, прижимая к голове окровавленный платок. Фамилии он просит не называть: страшно. — Омоновцы загоняли людей, как скот, в вестибюль метро. А потом неслись за ними вниз по эскалаторам, круша плафоны, топча упавших. Спасибо милиционерам из охраны метрополитена: взявшись за руки, они стеной встали перед бандюгами».

— Били дубинками всех без разбора, — говорит другой, — Я, например, митингами не интересуюсь. Но когда увидел, как несколько молодчиков в сером стали избивать старушку, вынул из сумки фотоаппарат. Тогда они переключились на меня. Вырвали аппарат, разбили вдребезги. Повалили на асфальт и — ногами. Если бы не плотная куртка, смягчавшая удары, наверное, убили бы.

А потом случилась куда более страшная беда. Ее не могло не случиться, потому что стихия толпы не родит ничего, кроме крови. Каждый использует эту трагедию на свой лад. Но мы, практически свидетели, обязаны рассказать все, как было.

Народ свинтил ниппели с колес нескольких. троллейбусов, чтобы устроить баррикаду. Троллейбусы на баррикадах — это уже было в августе—91. Случайность: один троллейбус носит номер 1400. Под таким номером вышел и указ Б. Ельцина, спровоцировавший события последних дней и ночей.

Сгодился для баррикады и тяжеленный электросварочный аппарат на резиновом ходу. Милиция потребовала от водителя тяжелого «Краза» оттянуть, отбуксировать сварочный аппарат. Водитель отказался. Тогда за руль вскочил лейтенант милиции, взялся отбуксировать «сварку» сам. На большой скорости груз на буксире занесло. И бросило на подполковника милиции,на«Жигули».

Кто-то закричал во весь голос:

— Запомните номер тягача с милиционером за рулем. Номер 324! Умоляю, запомните, чтобы не свалили на демонстрантов!

Люди кинулись на помощь подполковнику. Красная кровь ночью казалась черной.

Свидетель А. Б, полковник запаса:

— За рулем грузовика, сбившего подполковника сидел лейтенант милиции - свидетельствую.

Свидетель А. М., 68 лет:

— Да, я ложился под колеса этого грузовика. Зачем мне такая жизнь, когда все — неправда. Но тут подошел ко мне один подполковник, стал уговаривать:

«Отец, зачем тебе это, встань с земли, прошу». А через несколько минут этот же грузовик летел на нас. Подполковник оттолкнул меня в сторону, и вся сила удара досталась ему. Считаю, что этот человек спас мою жизнь, жизнь коммуниста."

В 3 часа ночи 47-летний подполковник милиции Владимир Рештук скончался. Сиротами остались пятеро его детей. Помянем этого человека. И давайте еще раз подумаем, как остановить это «стояние» на Красной Пресне? Как не допустить новых смертей? Когда, наконец, народ поймет, что совершен ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ:

Что идет борьба за власть, а не борьба за демократию. А народ, как у Пушкина в «Годунове», все тот же...

…Ночью правительственные лимузины мчат куда неприметнее, чем днем. Черное сливается с черным. И только яркие мигалки, как на дискотеке, выдают своих «диск-жокеев».

 

Депутаты продолжают работу в Доме Советов

По последним данным, в Доме Советов находится в блокаде около 300 народных, депутатов. За пределами Дома Советов оказалось 112 депутатов. Их не пускают на работу силы оцепления! 96 депутатов перешла на сторону Б. Ельцина, подписав "отступные", покаянные бумаги.

 

Все можно диктатуре. Нe с руки ей одно: сломить волю и силу духа народных избранников. А потому — это ясно уже сейчас - очаги депутатского сопротивления режиму будут возникать везде. По всей России.

Первый из них — полномочный и столь же представительный появился на Красной Пресне. 28 сентября в здании Краснопресненского райсовета начал свою работу Координационный комитет Х чрезвычайного Съезда народных депутатов Российской Федерации. И — внимание: далее следует одно из опровержений телерадиогазетной лжи нового полицейского режима — в нем уже зарегистрировалось 113 народных депутатов России.

Тех самых, о разъезде которых «на места» талдычит официоз.

Более того, сюда же подъезжают одна за другой делегации от субъектов Федерации. Они-то и прорывают для своих региональных властных структур информационную блокаду депутатского корпуса. Кстати, благодаря собранию Координационного комитета опровергается и еще одна ложь официоза: кворум на съезде есть! Между Домом Советов и Координационным комитетом налажена связь, а потому съезд и на сегодняшний день может принимать решения.

 

Беседуем с ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ КРАСНОПРЕСНЕНСКОГО РАЙСОВЕТА АЛЕКСАНДРОМ КРАСНОВЫМ. Исходя из каких соображений, он пригласил к себе Координационный комитет?

— Считаю, что если депутаты смогут держаться долго и тем самым проявят свою твердую, жесткую позицию, то только это и будет являться символом того, что законность в России существует. Это даст возможность субъектам Федерации оправиться после антиконституционных действий бывшего президента, смогут заработать механизмы Конституционного суда, механизмы демократии. Убежден, что если Верховный Совет и съезд пошли бы на поводу у Ельцина и его партии кладовщиков и самораспустились, то демократия в России была бы загублена всерьез я надолго.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬКУРСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ВЛАДИМИР ЛИХАЧЕВ:

- — Практически все Центральное Черноземье осудило кремлевский переворот и готово создать свою республику с приглашением туда любых органов власти, запрещенных Ельциным, — они смогут работать на нашей территория. Мы уже не в состоянии жить в ожидании, что еще может выбросить этот центр…

Мы хорошо знаем мнение большинства наших граждан. У нас на референдуме, а в то время экономическая ситуация была в несколько раз лучше, Борис Николаевич даже от принявших участие в голосовании не смог получить больше 42 процентов.

 

После этого сообщения удается поговорить с ЧЛЕНОМ МАЛОГО СОВЕТА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕГО УПОЛНОМОЧЕННЫМ В КООРДИНАЦИОННОМ КОМИТЕТЕ АЛЕКСАНДРОМ АДАМОВЫМ:

- Мы еще вчера приняли обращение к Черномырдину, Лужкову: считаем, что меры, применяемые к Дому Советов, являются антигуманными и противоречащими нормам международного права, элементарным правам человека. Прошедший 25 сентября съезд Советов всех уровней с представителями от каждого сельского, районного, городского Советов резко осудил действия Кремля. Поэтому мы сейчас тоже оказались в блокаде.

 

22.10. В Координационном комитете появляется Олег Румянцев, информирует депутатов о своих встречах с Черномырдиным. Лобовым, Ериным, Голушко — Говорит, что можно пойти на какие-то переговоры, однако самую «упертую» позицию занимает Ерин.

 

Беседуем с ДЕПУТАТОМ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛСОВЕТА И ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ В КК ЕВГЕНИЕМ ПЯСЕЦКИМ:

— Совместно с главой администрации мы приняли решение, согласно которому действия президента признаются неконституционными и решения его на территории нашей области не имеют силы. В области создай штаб по охране конституционного строя. Все основные крупные предприятия Новосибирска подписали обращение, чтобы Кремль не путал экономические отношения с политическими.

 

Такую же, но более резкую позицию занимает ЧЛЕН МАЛОГО СОВЕТА ПРИМОРСКОГО КРАЯ И ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АЛЕКСАНДР ЛУТЧЕНКО:

— Краевой Совет, надеюсь, адекватно отреагирует на факт избиения людей в Москве. Да и на угрозы Ельцина в адрес уже местных Советов и его действия по отношению к главам администраций, которые не поддерживают его. Мы должны обезопасить себя от произвола центра. Кстати, в ближайшее время планируется проведение серьезных переговоров с Хабаровским краем, Камчаткой о создании Дальневосточной республики. Консультации областных Советов по этому поводу уже прошли.

 

Вадим ГОРШЕНИН

Николай КРИВОМАЗОВ

Николай МУСИЕНКО

Виктор ШИРОКОВ.

 

В ПОСЛЕДНИЙ ЧАС,

Как сообщили корреспонденту «Правды», вчера в Доме Советов было принято положение «О государственной медицинской комиссии». Она должна проверять и контролировать медицинские показатели кандидатов на высшие государственные посты в Российской Федерации. Также парламентарии приняли постановление о лишении депутатских полномочий Рябова, Починка и Степашина. По самой последней информации, к зданию Краснопресненского районного Совета подъехали несколько милицейских машин, готовится его оцепление и захват. А правительства России и Москвы обратились вчера к Руслану Хасбулатову и Александру Руцкому с требованием в срок до 4 октября организовать вывод из здания Дома Советов и с прилегающей к нему территории находящихся там лиц.

 

"Правда", 30.09.93

 

ВАДИМ ГОРШЕНИН. ВЗГЛЯД ИЗ 1993-ГО

Автор Вадим Горшенин
Вадим Горшенин — председатель совета директоров Правды. Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить