СНГ: вчера, сегодня, завтра

Главной политической темой на страницах российских газет является проходивший в Москве саммит глав государств СНГ, на котором были подведены итоги 10-летнего существования Содружества и намечены планы на будущее.

Юбилейный саммит почтили своим присутствием все руководители стран Содружества. Приехал Туркменбаши, который не раз заявлял, что не видит смысла в таких мероприятиях. Приехал серьезно больной Гейдар Алиев, в последнее время работающий не более двух часов в день; Приехал даже мятежный кавказский лидер Эдуард Шеварднадзе, грозивший вывести Грузию из СНГ, а сейчас вдруг изменивший свою позицию. В общем, собрались все.

Настрой у всех был далеко не праздничный, а скорее сосредоточенно деловой. Все понимали, что главенствующий лозунг предыдущего десятилетия: «Интеграция любой ценой» изжил себя и сейчас более актуален лозунг «интеграция ради выгоды».

«Ключом к выработке общего понимания целей и задач Содружества на перспективу является прагматизм», гласит «аналитический доклад», принятый в качестве итогового документа. Иными словами, Россия не слишком довольна нынешним положением дел в СНГ и стремиться выработать новый подход к отношениям со своими ближайшими соседями.

Примечательно, что в центре доклада (который отчетливо звучит как позиция, прежде всего России) – сотрудничество именно экономическое, а не военное или политическое. Неплохо уже то, что в нем, по сути, признается затруднительность для нынешней России экономически интегрироваться с далеко не рыночными Белоруссией или Средней Азией (отмечаются «существенные различия в темпах и направленности экономических реформ в каждой стране - понимание задач в этой области варьировалось в диапазоне от либерально-рыночных до директивно-централизованных установок»).

По сути, доклад признает, что главной задачей экономического сотрудничества является совместная «интеграция в мировое сообщество», где именно страны СНГ оказываются ближайшими конкурентами, в силу схожей структуры своего экспорта (нефть, газ, металлы, оружие). Идея создания на базе СНГ своеобразного мини-ЕС была благополучно похоронена. А вопрос о создании в рамках СНГ зоны свободной торговли никем всерьез не был поддержан по причине несбалансированности взаимной торговли. По подсчетам экспертов в результате явного и скрытого субсидирования Россия ежегодно теряет от 3 до 4 процентов ВВП. Согласитесь, что это слишком большая роскошь для России, у которой на шее висит громадный долг СССР. Это, что касается экономической стороны. Другое дело политическое или лучше сказать военно-политическое сотрудничество. Здесь есть, о чем поговорить.

Новое российское руководство совершенно внятно предлагает своим партнерам делать выбор, отказываясьот характерного для прошлых времен «политического императива» существования Содружества. Россия «де-факто» отказалась от имперских амбиций, которые ей стоили слишком дорого, и предлагает всем заинтересованным сторонам сделать свой выбор. Никого силком держать в СНГ Россия не собирается. Вполне прозрачный намек на недавние заявления грузинского лидера о выходе из СНГ.

Россия предоставляет бывшим республикам выбор, но при этом оставляет за собой право в случае необходимости защищать свои интересы в любом регионе бывшего СССР.

Москва в данной ситуации ничего не теряет. Какие бы заявления не делали тот же Шеварднадзе, Каримов, Алиев или Назарбаев они прекрасно понимают, что без помощи России они обречены влачить жалкое существование.

Тот же внешне благополучный Казахстан с его богатейшими запасами нефти и газа не может самостоятельно экспортировать их. Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) – гордость Казахстана контролируется Россией. Именно она решает: сколько и когда будет прокачено казахстанской нефти через трубу. Поэтому многие ожидали «неожиданных кулуарных инициатив» от президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который явно хотел бы восстановить свой несколько поблекший имидж «ведущего интегратора», который «удачно» на себе примерил президент Белоруссии Александр Лукашенко.

Это и произошло. На саммите было объявлено о том, что Россия и Казахстан пришли к компромиссу по поводу Каспийского шельфа. Всем известно насколько остро стоит этот вопрос во взаимоотношениях России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана. Ставки в игре достаточно высоки. Это нефть и газ, которыми так богато Каспийское море.

В целом же если в экономике у России есть возможность в той или иной степени контролировать ситуацию на постсоветском пространстве и держать на коротком поводке излишне ерепенистых лидеров Грузии и Украины, то в политическом плане Москва расписалась в собственном бессилии. У России сейчас, как и все эти десять лет, нет сил для того, чтобы обеспечивать демократию на просторах бывшего СССР. Вот такие весьма нелицеприятные итоги десятилетней истории СНГ.

Дмитрий Литвинович

ПРАВДА Ру

Независимая газета:

Грузия снова интересуется СНГ

Скоропостижная кончина СНГ не грозит

ГазетаСНГ:

Саммит был юбилейным, но деловым

ОРТ:

В работе юбилейного саммита СНГ приняли участие президенты всех 12 стран Содружества

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить