Отречение царя: закономерность или измена?

17 июля 2018 г. исполняется столетие со дня расстрела царской семьи. Сочувствующие последнему на троне Романову историки говорят о том, что путь на Голгофу начался со дня отречения 15 марта (2 марта по старому стилю) 1917 г. Другие презрительно пишут о 23 годах правления Николашки Кровавого, приведшего его к ступеням, ведущим в подвал Ипатьевского дома.

«Хозяин земли русской», как начертал в 1897 г. во время первой всероссийской переписи в графе род занятий сам император Николай II, закончил свою жизнь более трагично, чем казнённые на плахе Карл I Стюарт и Людовик XVI Бурбон. С ним погибла вся его семья и преданные ему люди. Они были убиты ночью, их трупы обкрадены и изуродованы. Расплатился ли гражданин Романов таким образом за кровь и подлости своих предков, или же вина целиком легла на его голову?

Любители исторических аналогий замечают, что первый и последний царь из династии Романовых были тёзками: Михаил Фёдорович вступил на престол в 1613 году, а спустя немногим более 300 лет Николай II отрёкся в пользу Великого Князя Михаила Александровича. Михаил Тишайший сел на трон после окончания Смуты. Царь-страстотерпец лишился трона перед началом Смуты. 18 (30) мая 1896 г. на Ходынском поле, где по случаю коронации императора Николая II собралось свыше полумиллиона человек, произошла массовая давка, в которой погибло 1 379 человек, более 900 изувечены. О его царствовании говаривали: «Ходынкой началось, Ходынкой и кончилось». Если считать «Ходынкой» гражданскую войну, то потери попросту несопоставимы.

6/19 мая Святая Церковь празднует день памяти святого праведного Иова Многострадального, который прошёл путь полного непонимания и предательства всех, кто находился вокруг, в том числе жены, друзей. Государь Император Николай Второй знал, что не случайно родился в день Многострадального Иова. Так же, как у Иова Многострадального, одним из самых страшных испытаний, перенесённых Николаем Александровичем, было "предательство, трусость, обман" и полное непонимание почти всех лиц из его окружения. 

 

Незадолго до вынужденного отречения Государь записал: «Везде измена, трусость и обман». Как Спасителя предал Его ученик, а любящие апостолы бежали, так и раба Божиего, служителя Господня и православного царя Николая также предали и бежали от него. Спаситель сказал: "Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать". Такая ночь опустилась над Русью в 1917-м году. 

 

Николая Александровича упрекали в кровавом подавлении бунтов и революции 1905 года, ставили ему в вину телеграмму генералу Хабалову о прекращении в столице беспорядков, недопустимых «в тяжёлое время войны против Германии и Австрии». Тут два пути. Смириться, на что царь позже и пойдёт, либо пролить кровь, чтобы избежать ещё большей крови. Теперь модно ставить в вину императору его акт об отречении. Как он мог пойти на такой шаг? Он всех бросил! Бросил Россию! Куда ни кинь, всюду клин. Или Николай Кровавый, или Николай - слабый, безвольный царь. 

Проницательные наблюдатели со стороны видели желание некоторой части русского генералитета заставить Николая отречься от престола. Представитель Великобритании при Царской Ставке генерал-майор cэр Джон Хэнбери-Уильямс (John Hanbury-Williams) записал в дневнике: «Наиболее разумный план удержания России в войне заключается в том, чтобы оставить императора при условии, что он признает новое правительство. Но я боюсь, что они хотят заставить императора уйти, большая тактическая ошибка». 

Решение об отречении Николай II принял по требованию высших начальников армии до того, как такое требование было предъявлено ему Временным комитетом Государственной думы. Поэтому узнав о выезде к нему из Петрограда Шульгина и ненавистного Гучкова, император потребовал текст своего отречения назад, но получил отказ. Организаторы государственного переворота оказались ничтожными политиками. По своему скудоумию они полагали, что смогут править страной и управлять революционной стихией.