Людовик XIII - игрушка Ришельё?

Король Франции и Наварры из династии Бурбонов Людовик XIII, которого большинство людей во всём мире представляет мужем-рогоносцем из-за романа Александра Дюма «Три мушкетёра», носил прозвище le Juste - «Справедливый». Удивительно, но сврё правление он начал 14 мая 1610 года и закончил его через ровно 33 года, в весенний день 14 мая 1643 года. Первые 4 года вместо малолетнего короля правила его мать Мария Медичи. Правление Луи XIII оказалось "зажато" между двумя знаменательными правлениями: его отца Генриха IV и сына Людовика XIV.

14 мая - это день смерти и его отца Генриха IV и его самого. Но в тот день, когда кинжал убийцы прервал жизнь Анри, так французы называют Генриха, 8-летний Луи стал королём при регентстве своей матери, с которой не очень ладил. Писали, что за годы регентства Мария Медичи ни разу не обняла сына. Король-подросток увлекается охотой и военным делом, любит музыку и живопись, прекрасно разбирается в механике, но не слишком охоч до книг. У него своя маленькая в 120 человек армия и он ходит в караул как рядовой мушкетёр. Уже в ранние годы своего правления Луи заслужил прозвище «Справедливый», но не в современном смысле, а в патриархальном восстановлении закона и порядка после десятилетий гражданских войн.

Начитавшись романов, люди начинают думать, что Луи был безвольной марионеткой в руках великого кардинала Ришельё. Это не так! По жизни он был застенчивым человеком, который к тому же заикался, но порой мог продемонстрировать силу воли и безжалостность, даже по отношению к своим собственным слабостям. Именно Людовику XIII принадлежит высказывание: «Я не был бы королём, если бы позволял себе слабости частного человека». 

«Женщины вызывали у Луи XIII страх, и он запретил при дворе не только чересчур смелые декольте, но даже слишком обтягивающие фигуру платья, которые казались ему откровенным приглашением к сладострастию», - пишет Ги Бретон в «Истории любви в истории Франции». Первоначально его интимная жизнь с Анной Австрийской не складывалась. Ночи он проводил со своими миньонами, а не с юной женой. По словам короля, он не посещает королеву, потому что «это приводит его в возбуждение». В конце концов, у пары родился будущий Людовик XIV.

Довольно долго историки примерно так оценивали царствование 13-го, как об этом написано в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона: «Новая эпоха началась, после долгих колебаний Луи, лишь в 1624 г., когда Ришельё сделался министром и вскоре забрал в свои руки управление делами и неограниченную власть над королём». Позже такую точку зрения скорректировали - монарх не был марионеткой в руках кардинала. А что касается известного в истории Франции «дня одураченных» (journée des dupes), то в дураках оказались те, включая Марию Медичи и Анну Австрийскую, кто надеялся, что король выполнит своё обещание выгнать Ришельё. Луи нарушил своё слово и кардинал - на благо страны - снова стал всесильным.

Своё кредо Луи сформулировал ещё ребёнком: "Бояться Бога и вершить справедливость". Этому принципу он был верен всю свою короткую жизнь. Если за государственную измену полагалась смертная казнь, он не отменит эшафот даже ради своего любимца Сен-Мара. Этот фаворит предал своего друга и государя, став на скользкую дорожку заговора. К концу жизни поменялось в лучшую сторону отношение Луи к Анне Австрийской. 4 декабря 1642 года умирает кардинал Ришильё. Больной король вскакивает с постели и с упоением принимается заниматься государственными делами. Один - без опекунов и советников!

В конце февраля 1643 года король вновь занемог. 3 апреля, с двух сторон поддерживаемый под руки, Луи совершает свою последнюю прогулку по резиденции Сен-Жермен. В отпущенные ему дни Людовик XIII успел утвердить состав регентского совета и подписать несколько указов, чтобы защитить своего наследника от "опасных замыслов" неблагонадёжных персон. В последних числах апреля король велит окрестить дофина. Крёстным отцом будущего Людовика XIV стал кардинал Мазарини.

Придворным казалось, что король слишком долго умирает. 41-летний монарх на смертном одре казался глубоким стариком. Любящий природу, уединение и болезненный, Луи обожал физические упражнения и охоту. Набожный католик и стыдливый по натуре, Луи не мог противиться своей страсти к мужчинам. Король с трудом переносил общество кардинала Ришильё, но высоко ценил его государственный талант. 

Популярные альбомы