Как немецкий орел чуть не клюнул британского льва

Аэродром в поселке Даксфорд (Duxford), который расположен в 16 км южнее Кэмбриджа, был построен в 1917 г. во время Первой мировой войны. Здесь располагается крупнейший в Великобритании авиационный музей. Поскольку аэродром был ключевым звеном в противовоздушной обороне страны во время «Битвы за Британию» и вторжения союзников во Францию 6 июня 1944 г. во время Второй мировой войны, здесь проводится авиашоу, на котором представлены исторические самолеты.

Словосочетание «Битва за Британию» первым употребил премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, назвав так попытку Третьего рейха завоевать господство в воздухе над югом Англии и подорвать боевой дух британцев. Авиационное сражение длилось с 10 июля по 30 октября 1940 года.

Фюрер подписал «Директиву №16 о подготовке к операции по высадке в Англии», которую под названием Studie Nordwest составили еще в декабре 1939 года. Но ещё до того, как кригсмарине понес серьезные потери в норвежской кампании, гросс-адмирал Эрих Редер настаивал на том, что вторжение можно предпринять лишь при условии полного господства люфтваффе в воздухе. Гальдер как представитель сухопутных войск считал, что вторжение должно быть крайним средством.

 

Гитлер был очень осторожен в отношении Англии, поскольку, среди прочего, опасался, что в результате распада Британской империи её колониями завладеют США, Япония и особенно Советский Союз. Поэтому фюрер принял решение провести операцию «Морской лев» (Unternehmen Seelöwe) только в том случае, если люфтваффе Геринга, получившего к тому времени звание рейхсмаршала, сумеют поставить Британию на колени.

Люфтваффе не были готовы к подобной роли. Немцам требовалось время на переоснащение. Потери немецкой авиации в странах Бенилюкса и Франции были намного выше, чем предполагалось. В общей сложности люфтваффе потеряли 1 248 самолетов, в то время как потери Королевских ВВС составили 931 самолет. Больше времени, чем предполагалось, ушло и на то, чтобы перебросить в северную часть Франции эскадрильи немецких истребителей и бомбардировщиков. К 10 июля в рядах Королевских ВВС уже было 40 польских летчиков, и их число постоянно увеличивалось. К моменту кульминации «Битвы за Британию» поляки составляли уже около 10 % всех летчиков-истребителей на юго-востоке.

Директива Верховного главного командования вермахта предписывала люфтваффе сосредоточить свои усилия на уничтожении Королевских ВВС, «наземной инфраструктуры ВВС и военной промышленности Англии», а также её портов и военных кораблей. Геринг предсказывал, что это не займёт и одного месяца. Боевой дух его летчиков был на высоте, благодаря победе над Францией и их численному превосходству. Люфтваффе во Франции имели 656 истребителей «мессершмитт» Ме-109, 168 двух моторных истребителей «мессершмитт» Me-110, 769 бомбардировщиков «дорнье», «хейнкель» и «юнкерс» Ю-88, а также 316 пикирующих бомбардировщиков «юнкерс» Ю-87. У британцев - лишь 504 самолета «харрикейн» и «спитфайр».

Английская истребительная авиация стала интернациональной: из 2 917 летчиков, находившихся на службе во время «Битвы за Британию, британцами были 2 334. Остальные - это 145 поляков, 126 новозеландцев, 98 канадцев, 88 чехов, 33 австралийца, 29 бельгийцев, 25 южноафриканцев, 13 французов, 11 американцев, 10 ирландцев и несколько летчиков других национальностей. Первая решительная схватка состоялась 24 июля Адольф Галланд во главе группы из 40 истребителей «мессершмитт» Ме-109 и 18 бомбардировщиков «дорнье» Дo-17 нанёс удар по каравану судов в устье Темзы. Для отражения нападения в воздух поднялись три эскадрильи «спитфайров», и хотя они сбили лишь два немецких самолета, а не официально объявленные 16, Галланд выругал своих пилотов за трусость после их возвращения и понял, что предстоящая битва окажется не такой легкой, как предполагал рейхсмаршал Геринг.

 

День начала операции - Adlertag («День орла»). Самая большая группа бомбардировщиков должна была совершить налёт на военно-морскую базу в Портсмуте, а остальные - нанести удары по британским аэродромам. Несмотря на разведывательные операции, данные люфтваффе оказались недостоверными. В основном ударам подверглись вспомогательные аэродромы или базы, не относившиеся к истребительной авиации. Когда после полудня небо прояснилось, радарные станции на южном побережье обнаружили около 300 самолетов, направлявшихся в сторону Саутгемптона. 80 британских истребителей поднялись в воздух - количество, которое в предыдущие недели невозможно было даже представить. Истребителям 609-й эскадрильи удалось прорваться к группе «юнкерсов» и сбить 6 из них. Всего самолеты Королевских ВВС сбили в этом бою 47 самолетов противника, потеряв при этом 13 своих машин и трех летчиков убитыми. У немцев - 89 убитыми и пленными.

В Соединённом Королевстве День Битвы за Британию ежегодно отмечается 15 сентября. В Британском Содружестве об этом событии вспоминают в третью субботу сентября, а на некоторых островах, расположенных в проливе Ла-Манш, этот день приходится на второй четверг того же месяца.