Пионер вертикального взлета

Самолет, который способен взлетать и садиться без разбега, издавна был мечтой авиаторов: для него не требуются длинные взлетно-посадочные полосы, а вполне достаточно небольшой площадки, как для вертолета. Особенно это важно для военной авиации, ведь аэродромы в боевой обстановке часто разрушаются вражескими атаками. Для морской авиации иметь длинные ВПП тем более проблематично, так как их размер лимитируется длиной корабельной палубы. На снимке: Convair XFY-1 Pogo - экспериментальный турбовинтовой самолёт-истребитель вертикального взлёта и посадки, созданный в США в начале 1950-х годов.

Самолет вертикального взлета: новое - это хорошо забытое старое

В 1947 году в Соединенных Штатах приступили к проекту Project Hummingbird, в рамках которого требовалось обеспечить военно-морской флот и военно-воздушные силы страны самолетами вертикального взлета и посадки.

В мае 1951 года две фирмы Convair и Lockheed разработали истребители вертикального взлёта и посадки, способные размещаться на обычных кораблях (не авианосцах) с целью обороны морских конвоев от атак с воздуха: Convair XFY-1 и Lockheed XFV-1.

Несмотря на ряд успешных вертикальных взлётов с переходом в горизонтальный полёт и посадок, сообщает Википедия, ВМС США закрыли программу, и серийное производство самолёта так и не началось. Но на этом история самолётов подобного типа вовсе не закончилось. На снимке: британский винтокрыл Fairey Rotodyne, разработанный фирмой Fairey Aviation. Предназначался для гражданского и военно-транспортного применения. Впервые поднялся в воздух 6 ноября 1957 года. Программа была закрыта в 1962 году.

Британский штурмовик вертикального взлёта и посадки второго поколения British Aerospace Harrier II впервые взмыл в небо 30 апреля 1985 года. Первыми были Harrier GR5, последующие модификации носили обозначение GR7 и GR9. Модификация Harrier II, запущенная в декабре 2003 года, стала последней. Все самолёты BAE Harrier II были сняты с вооружения к апрелю 2011 года.  

 

Наряду с упомянутыми достоинствами таких машин, самолёты вертикального взлёта и посадки имеют существенные недостатки. Пилотирование таких самолётов требует от пилотов особенных умений, в том числе, на режимах висения и переходных - в моменты перехода из висения в горизонтальный полёт и обратно. Лётчик реактивного самолёта вертикального взлёта и посадки должен перенести подъёмную силу и вес машины с крыла на вертикальные газовые струи тяги или наоборот.

 

Bell V-22 Osprey - американский конвертоплан, сочетающий отдельные преимущества самолета и вертолета. Единственный серийно выпускаемый конвертоплан разрабатывался в США более 30 лет компаниями Boeing и Bell.

Если harrier означает луня (Circus) - хищную птицу семейства ястребиных, то osprey - это другая хищная птица - скопа (Pandion haliaetus). Bell Boeing V-22 Osprey находятся на вооружении корпуса морской пехоты США и ВМС США.

Популярные альбомы