Два Макбета: в истории и на сцене

«Макбет» (Macbeth) - единственная шекспировская пьеса в которой действуют ведьмы и единственная трагедия из ранней истории скоттов. Драматург писал с оглядкой на современность: произведение было данью шотландским корням английского короля Якова I, в годы правления которого процветала охота на ведьм. Ознакомившись с источниками о периоде 1040-1057 гг (время действия пьесы), Шекспир обнаружил ведьм в рассказе о древнем шотландском короле, полное имя которого звучат на гэльском наречии как Мак Бетад мак Финдляйх (Mac Bethad mac Findláich). На снимке место коронации шотландских королей - дворец Scone Palace.

 

Исторический Макбет родился около 1005 года и был немногим моложе короля Дункана I, появившегося на свет где-то в 1001 году. Однако в пьесе Макбет изображен могучим воином в расцвете сил, а Дункан - пожилым человеком. В те времена не существовало официальной системы законного престолонаследия, согласно которой один член правящей семьи имел бы право на трон перед другими родичами. Дункан был добряк, но правил неэффективно. Такой король не соответствовал всем вызовам современности. В хронике Холиншеда написано: «Макбет часто выступал против мягкости короля и его неумения наказывать обидчиков». При Дункане в стране воцарилась анархия. Слабость Дункана позволила Макдональду поднять восстание, и Макбету пришлось рисковать жизнью, чтобы исправить положение дел. Многие замечали пассивность Дункана и энергию Макбета, жалея, что трон достался племяннику, а не дяде. Может так же думал и сам Макбет. У Шекспира об этом не сказано.

«Поскольку «Макбета» играли в присутствии Якова I, взгляды которого на божественное право королей были хорошо известны, а вопрос о цареубийстве витал в воздухе, это заставило Шекспира изменить исторической правде и изобразить возможное убийство Дункана куда более чудовищным деянием, чем оно считалось во времена Макбета», - пишет Айзек Азимов в своем «Путеводителе по Шекспиру». У Холиншеда: «Он [Макбет] сразил короля у Энверса [Инвернесса] или, как говорят некоторые, у Ботгосуана в шестой год его [Дункана] правления». «Сразил» (slew), что означает гибель в бою, а не «убил». Ботгосуан - поле в 30 милях (48 км) к северо-востоку от Инвернесса. У Холиншеда Шекспир нашел краткое упоминание об убийстве шотландского короля Дуффа одним из его вассалов Дональдом, который не собирался убивать короля, но его толкнула на это жена. Он совершил убийство, когда король спал, находясь у него в гостях.

Однако права Дункана (предка короля Якова I - при котором жил и творил Шекспир) на престол бесспорны, в то время как притязания Макбета (который предком Якова не являлся) совершенно беспочвенны. Три ведьмы с подачи английского хрониста Холиншеда названы Шекспиром «Роковыми сестрами» - Weird sisters (в русском переводе пропущены). В ту эпоху слово wyrd означало «судьба, рок, фатум». Роковые сестры (в скандинавской мифологии их называли норнами) правят судьбой. Они символизируют Прошлое, Настоящее и Будущее. Этот не три старые карги, варящие в котелках зелье, а наводящие ужас сверхъестественные создания, олицетворяющие неотвратимую Необходимость, которая ожидает Макбета. Холиншед: «Впоследствии говорили, что эти женщины были либо роковыми сестрами (которых я сам назвал бы богинями судьбы), либо некими нимфами или феями, обладавшими пророческим даром благодаря занятиям некромантией».

На Британских островах ирландские монахи распространяли «кельтское христианство», с которым боролась римско-католическая церковь. В 664 г. согласно решению собора в Уитби Англия официально перешла в католичество. Рим победил, а кельтская ересь исчезла лишь после правления Макбета. Шотландская церковь могла отождествлять его с древними языческими обрядами. Может быть, смутные воспоминания о том, что он знался с темными силами (под которыми подразумевалась преданность кельтицизму), превратились в легенду о связи Макбета с ведьмами. Шекспир сделал нарушившим не только вассальную клятву, но и священный долг гостеприимства, подлым убийцей Макбета, навсегда заклеймив человека, который ничего подобного не совершал. Более того, он осудил леди Макбет - её настоящее имя, которое драматург нам не сообщает, Груох - за преступление, которое на самом деле совершила леди Дональд. 

Холиншед пишет: «После побега сыновей Дункана Макбет наладил хорошие отношения со своими вассалами, завоевал их симпатии, а затем, поняв, что никто не собирается причинять ему хлопоты, решил установить справедливость, покарать все злоупотребления и преступления, которые пышно цвели во время слабого и неумелого правления Дункана. Он утвердил многие законы и издал указы, полезные для его подданных». Но затем, по словам Холиншеда, «муки совести (которые всегда испытывают тираны и люди, захватившие власть незаконным путем) заставили Макбета жить в вечном страхе, боясь, что с ним обойдутся так же, как он сам обошелся со своим предшественником». На деле причиной подозрительности были не «муки совести»: через десять лет сыновья Дункана выросли и принялись строить планы свержения Макбета.

В пьесе Шекспир не упоминает о десяти годах мира, процветания и верховенства закона, как будто их не было вовсе. После коронации, описанной в конце второго акта, он сразу переходит к последним годам правления Макбета. Тот предстает подозрительным тираном уже в начале третьего акта. Азимов: «Существует четкий сюжет о Дункане, Макбете и мести сыновей Дункана. То, что Шекспир превращает гибель на поле боя в предательское убийство, не слишком портит рассказ. Однако инспирированная Стюартами легенда о Банко ему не соответствует. С этим ничего не может поделать даже такой гений, как Шекспир. Когда перед автором возникла дилемма - логично развивать сюжет или потрафлять королю Якову, перевесило последнее. Шекспир, не имея на то оснований, делает Банко героем (даже не удосужившись придумать его подвиги) и при каждом удобном и неудобном случае напоминает о потомках Банко, к которым себя причислял Яков I.»

Предоставим слово А. Азимову: «В действительности дела Макбета шли еще хуже, чем это изображено в пьесе. К тому времени война продолжалась уже три года, и события складывались для Макбета очень неблагоприятно. В 1054 г. Сивард уже разбил Макбета, но в пьесе об этом не упомянуто. Более того, многие шотландские лорды бросили его и перешли на сторону англичан; об этом говорится в пьесе. Макбета это угнетает, но он все еще уповает на пророчество роковых сестер. Его войско нельзя разбить, пока не придет в движение лес, и он не может умереть от руки рожденного женщиной». Пророчество третьей ведьмы сбылось, когда каждый из воинов срубил по ветке, чтобы скрыть численность войска. Убийца Макбета Макдуф был рожден с помощью кесарева сечения.  

Популярные альбомы