Легендарный бомбардировщик Avro Lancaster

Один из командиров бомбардировочной авиации Ее Величества, сэр Артур Гаррис говорил: «Полагаю, что «Ланкастер» был важнейшим фактором нашей победы». Этот бомбардировщик вызывает у всех британцев чувство гордости и воспоминания о войне, отнявшей родных и близких. Рев моторов воздушных армад, бомбивших Берлин и другие крупные города Рейха во время войны, находил отзвук надежды в сердцах англичан, а на немцев наводил дикий животный страх.

«Ланкастер» является дальнейшим развитием конструкции двухмоторного среднего бомбардировщика «Манчестер», двигатели которого не позволяли ему нести внушительную бомбовую нагрузку и отличались низкой надёжностью. Рой Чадвиг, главный конструктор корпорации «Авро» предложил наиболее экономичный для промышленности военного времени вариант – оставить прежний фюзеляж, увеличив длину крыла, тип и количество моторов. Новый самолёт получил кодовое обозначение 683, и впервые поднялся в воздух 9 января 1940 года.

«Ланкастеры» получили внушительный бомбовый отсек и были способный нести до 12000 фунтов веса. Створки его люка имели выпуклую форму, нижние оборонительные установки были сняты для повышения грузоподъемности, а при полетах на дальние расстояния снимались и верхние, превращая пилотов в смертников. Так же на бомбардировщики начали устанавливать РЛС защиты а «Monika», сканировавшие воздушное пространство вокруг эскадрильи для обнаружения истребителей противника. Поначалу это действительно помогало, но вскоре немцы изготовили аппарат, наводивший перехватчики на бомбардировочные эскадрильи по излучению систем РЛС, и британцы от них отказались.

Британцы так спешили перевооружить свою авиацию современными бомбардировщиками, что отправили в 44-ю эскадрилью даже первый прототип самолета для ускорения освоения новой техники. Машина почти не соответствовала серийному образцу — на ней отсутствовало вооружение, стояли другие моторы, иной была конструкция хвостового оперения. А первые серийные аппараты пилоты встречали лишь к концу 1941 года. Но в бой их отправили лишь в марте 1942-го: сначала несколько машин ставили мины у Гельголанда. А спустя несколько дней, «Ланкастеры» впервые бомбили Германию, атаковав ночной Эссен.

В начале апреля 1942 года «Ланкастеры» 44-й и 97-й эскадрилий получили беспрецедентное задание – уничтожить заводы концерна MAN в светлое время суток. Налет на Аусбург рассматривался командованием в основном как психологическая атака, ведь необходимо было продемонстрировать, что перед новым британским оружием немцы бессильны даже при свете солнца. Увы, бомбардировщики были с легкостью перехвачены «Мессершмиттами», и лишь две машины смогли прицельно скинуть бомбы. На аэродромы Туманного Альбиона из дюжины улетевших, вернулись лишь пять самолетов. А из 44-й эскадрильи уцелел всего один.

Однако в дальнейшем, с увеличением количества «Ланкастеров» в войсках, ситуация стала выправляться. 30 мая 1942 года была осуществлена операция «Миллениум» - налет на Кельн 1037 бомбардировщиков, среди которых было уже не 12, а 73 «Ланкастера». Город словно лежал в руинах, а немецкая авиация не смогла ничего противопоставить огромной армаде. Потери британцев составили 44 самолета, среди которых числился лишь один «Ланкастер».

Всего через год командование бомбардировочной авиации располагало сотнями «Ланкастеров» при тысячах других, менее современных машин. Тогда было принято решение начать регулярные бомбардировки Берлина и других крупнейших центров Рейха. Например, на Гамбург было совершено четыре основательных налета, в ходе которых, английские бомбардировщики сбросили на город 9000 тонн бомб, уничтожив более 50000 человек, несколько крупных военных заводов и оставив больше миллиона граждан без крова над головой. Потери же в этой операции составили лишь 87 самолетов за 3900 боевых вылетов.

За время Второй мировой войны было построено 7377 «Ланкастеров», из которых безвозвратно потеряно около 3 тысяч. Для британцев именно Avro 683 стал символом войны и символом победы, как «летающая крепость» Б-17 для американцев. По всей Англии в мемориальных музеях можно встретить один экспонат со стопроцентной вероятностью – бомбардировщик «Ланкастер». А полетать на легендарной машине можно в Онтарио – в Канадском Музее Военных Самолетов, чей Avro 683 осуществляет ежедневные рейсы для туристов.

Популярные альбомы