Бетховен. Причуды гения

Гениальный немецкий композитор Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) своими причудами казалось бы подтверждал постулаты из книги итальянского врача-психиатра Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство». На протяжении почти всех 56 лет своей жизни музыкант умудрялся демонстрировать некие странности в своем поведении. 

«Бетховен и Ньютон, принявшись - один за музыкальные композиции, а другой за решение задач, до такой степени становились нечувствительными к голоду, что бранили слуг, когда те приносили им кушанья, уверяя, что они уже пообедали». Из книги «Гениальность и помешательство» (Genio e follia, 1863 год), в которой Чезаре Ломброзо (Cesare Lombroso) проводит параллель между великими людьми и помешанными.

Говорят, что Бетховен для того, чтобы сделать что-то по-настоящему прекрасное, был готов нарушить любое правило. Тем не менее в его доме всегда царил творческий беспорядок. Повсюду разбросаны кипы нотной бумаги, перевернуты чернильницы, кое-как расставлена мебель, а из рояля торчали лопнувшие струны, которые не выдерживали яростной манеры игры композитора.

 

Бетховен был убеждён в том, что именно 60 кофейных зёрен требуется для приготовления идеального напитка. Он всегда пил кофе, приготовленный из такого количества зёрен, невзирая даже на то, что порой ему самому приходилось отсчитывать эти зёрна.

По воспоминаниям композитора, пианиста и одного из лучших друзей Бетховена Фердинанда Риза (Ferdinand Ries), во время концерта Бетховена некий молодой и чванливый граф громко перешептывался со своей красивой соседкой, тогда композитор свкочил и со словами: «Для таких свиней я играть не буду!» - Für solche Schweine spiele ich nicht! - покинул великосветский салон.

О причинах глухоты Бетховена высказывают разные предположения: последствия заболевания сифилисом или тифом, отравление свинцом, системная красная волчанка. По одной из версий в этом могла быть повинна привычка окунать голову в холодную воду, чтобы не заснуть.

Бетховен свято верил в чудодейственную силу предписанных ему алкогольных напитков. «Мой врач разрешил мне пить хорошее старое рейнское вино. Получить его здесь неразбавленным невозможно ни за какие деньги», - писал он в Майнц. За два дня до смерти ему доставили посылку с 4 бутылками вина из Майнца, увидев их, Бетховен пробормотал: «Жаль, жаль, слишком поздно». Это были его последние слова.

Врач из Австрии, телевизионный доктор и преподаватель в медицинском вузе Антон Ноймайр (Anton Neumayr) был автором серии книг о жизни великих композиторов-классиков и научным подходом к анализу их болезней. «Из всех документов ясно, что Бетховен не был ни алкоголиком, ни пьяницей, и, как и многие его друзья, любил выпить стакан вина или пива, но, как правило, регулярно в течение всей своей жизни. Стремиться отрицать значение алкоголя в жизни Бетховена с морализующим указанием «на благородный характер Бетховена и на его непоколебимую веру в свое предназначение», было бы несправедливо по отношению к человеческим чертам этого великого гения».

Далее Антон Ноймайр (Anton Neumayr) пишет: «Давайте спокойно остановимся на деловом медицинском диагнозе алкогольного цирроза печени, который особенно стал проявляться в начале декабря 1826 года из-за острого воспаления лёгких и с тех пор неудержимо в течение нескольких месяцев привёл его к смерти в печёночной коме». Довольно рано Бетховен начал страдать от болезненных явлений в кишечнике, а перед самой кончиной пережил различные проявления своего смертельного недуга. И это не считая глухоты.

Для всех нас важнее музыка Бетховена, а про чудачества гения мы вспомнили лишь затем, чтобы почувствовать какой мощный духовный талант заключен в хрупкую человеческую оболочку.

 

Популярные альбомы