Эдит Пиаф – воробышек и соловушка

Эдит Пиаф в одной из своих песен говорит, что не следует ни о чем сожалеть. Однако мы можем вполне сожалеть об Эдит Пиаф и об ушедшей вместе с ней эпохе. Французский шансон в исполнении Пиаф, Азнавура и Монтана на протяжении 20 лет, с 1940-х до конца 1960-х годов, царил на мировой сцене. Невозможно закрыть глаза на тот факт, что Шарль Азнавур продал 500 миллионов пластинок и что он был избран артистом века, оставив позади Элвиса Пресли, и что Эдит Пиаф была и остается звездой, наделенной небывалой аурой очарования.

Мужчины появились в ее жизни рано. В 17 лет тогда еще Эдит Джованна Гассио познакомилась продавцом магазина Луи Дюпоном и вскоре родила от него дочь, но, быстро утратив интерес к семейной жизни, разошлась со своим любовником. После войны по всей стране свирепствовала эпидемия испанки - смертоносного гриппа. Умерла и маленькая дочь Эдит Марсель. Больше у Эдит детей не было. Но главную роль в жизни Эдит Пиаф сыграл поэт Раймон Ассо, который создал "стиль Пиаф" - писал песни, учил девушку правилам этикета и умению выбирать одежду и даже добился того, чтобы Эдит выступила в самом знаменитом мюзик-холле Парижа.

Читайте: Трагический роман. Жизнь и любовь Эдит Пиаф

Хозяин кабаре терпеливо объяснял молодой артистке важную роль сценического костюма, искусства жеста, мимики и поведения на сцене. Именно Луи Лепле подобрал для Эдит псевдоним, ставший всемирно известным - Пиаф, что на парижском диалекте означало "воробышек".

Читайте: Французский шансон - космополитичный "метек"

С началом Второй мировой войны любвеобильная Пиаф рассталась с Раймоном Ассо, повстречав знаменитого французского режиссера Жана Кокто. Вскоре она получила роль в его пьесе "Равнодушный красавец". Работа вышла в свет в 1940 году и была замечена кинорежиссером Жоржом Лакомбом, который решил снять по ней фильм. В 1941 году мир увидел картину "Монмартр на Сене", главную героиню в которой сыграла Эдит Пиаф. Наладив связь с движением Сопротивления, Пиаф продемонстрировала невиданное для хрупкой женщины мужество, выступая в концлагерях на территории Германии перед французскими военнопленными, чтобы после концерта вместе с автографами передать своим соотечественникам все необходимое для побега. Певица охотно фотографировалась с немецкими офицерами и с французскими военнопленными "на память", чтобы потом в Париже по этим фотографиям партизаны сделали поддельные документы для узников, намеревавшихся бежать из лагеря.

Женатый "марокканский бомбардир" Марсель Сердан стал единственным в ее жизни мужчиной, ради которого она готова была пойти на безумие. Роман боксера и певицы был бурным. Постоянные гастроли Пиаф, семья и тренировки Сердана постоянно мешали им быть вместе. У Марселя назревал очередной чемпионат, и он вынужден был отправиться на сборы в спортивный лагерь. Нарушение режима грозило дисквалификацией. Но любовь Марселя оказалась сильнее запрета. Марсель подыскал для Эдит пустующее помещение. Там за закрытыми шторами, без горячей воды и света, питаясь водой и бутербродами, она провела следующие десять дней. Позже именно эти дни Эдит Пиаф назовет самыми счастливыми в своей жизни.

Читайте: Эдит Пиаф: от слепоты к славе

Несмотря на любовь слушателей, жизнь, полностью посвященная сцене, делала Пиаф одинокой. "Публика втягивает тебя в свои объятья, открывает свое сердце и поглощает тебя целиком. Ты переполняешься ее любовью, а она - твоей. Потом в гаснущем свете зала ты слышишь шум уходящих шагов. Они еще твои. Ты уже больше не содрогаешься от восторга, но тебе хорошо. А потом улицы, мрак, сердцу становится холодно, ты одна", - вспоминала Пиаф.

«Эдит Пиаф потрясла мир, рассказывая о своем страдании, которое было в то же время и страданием всего мира. Можно вполне уверенно сказать, что Пиаф стала для Песни тем, чем была Жанна д'Арк для Истории», - пишет на страницах «Правды.Ру» французский филолог Николя Бонналь.

В 1952 году Пиаф попала подряд в две автокатастрофы. Чтобы облегчить страдания, вызванные многочисленными переломами, врачи усердно кололи ей морфий и сделали зависимой от препарата. В 1961 году в возрасте 46 лет Эдит Пиаф узнала, что неизлечимо больна раком печени.

Последнее выступление Пиаф состоялось 18 марта 1963 года - зал встал и устроил ей пятиминутную овацию. 10 октября 1963 года Эдит Пиаф не стало. Официально о смерти певицы было объявлено на следующий день. Получив печальное известие, ушел из жизни ее друг Жан Кокто. Перед смертью он сказал: "За этим лбом Бонапарта и видимым хрупким силуэтом скрывается чудо: необъятный голос и такая мощь чувств, что она жива и после своего ухода. Когда она поет - это как откровение. Ведь без любви мы ничто!" Великая певица была похоронена на кладбище Пер-Лашез.

В 47 лет Пиаф влюбилась в 27-летнего грека Теофаниса Ламбукаса и вывела его на сцену. Она придумала ему псевдоним Сарапо (по-гречески "я очень тебя люблю"). Тео хотел венчаться в греческой церкви, и ради него певица отреклась от католичества. С ним она была до своей смерти. Спустя несколько лет Теофанис погибнет в автокатастрофе и будет похоронен в одной могиле с Пиаф.

Популярные альбомы