Трудно быть Богом?

Божественными объявляли не только римских императоров и прочих правителей, но и недюжинных граждан. Древнегреческий философ Эмпедокл из Акраганта (около 495-435 годов до нашей эры), согласно легенде, добровольно бросившийся в кратер вулкана Этны, а в действительности умерший на Пелопонессе, занимался врачеванием и исполнял роль жреца. После свержения тирании в Акраганте отклонил предложенные ему знаки царского достоинства и возглавил демократическое движение в родном городе. Его приверженцы оказывали ему почти божеские почести. Он - представитель учения о переселении душ.

Юноша из Вифинии Антиной, ставший любимцем императора Адриана, в 130 году нашей эры утонул в Ниле. Возможно, это была практиковавшаяся тогда жертвенная смерть. В его честь был основан город Антинополь, сооружен храм, изваяны статуи и отчеканены монеты. На них считавшийся идеально красивым Антиной изображался с атрибутикой Диониса.

Выдающийся древнеегипетский зодчий периода Древнего царства, построивший пирамиду Джосера, и верховный сановник Джосера - первого фараона III династии (2630-2611 годы до нашей эры) Имхотеп был верховным жрецом Ра в Гелиополе. Считался поэтом и мыслителем. В последующие периоды египетской истории почитался величайшим мудрецом всех времен, обладавшим волшебной силой. Уже спустя столетие после смерти Имхотепа почитали как полубога. В эпоху Нового царства оформилось обожествление Имхотепа в качестве бога врачевания и покровителя целителей. Кроме того, он, наряду с Тотом, слыл божественным покровителем писцов и их ремесла. В египетской мифологии Имхотеп считался сыном мемфисского бога-творца Птаха и богини-львицы Сехмет. Его изображали в виде юноши, сидящего с развернутым папирусом.

Японский государственный деятель, ученый и поэт периода Хэйан, известный под именами Кан Сёдзё и Сугавара но Митидзанэ (1 августа 845 год - 26 марта 903 год), пользовался большим авторитетом при дворе и добился высоких должностей. Однако реформы административного аппарата, которые он планировал провести, настроили против него столичное чиновничество. В 901 году его выслали его на Кюсю, назначив на должность главы провинциального правительства в Дадзайфу. Вскоре после его смерти Киото поразила чума, от которой погибли сыновья императора Дайго, одного из участников изгнания Сугавары. Город пострадал от ливней и тайфунов. Несколько молний неоднократно ударили по императорскому дворцу. Для умиротворения духа умершего в столице было возведено синтоистское святилище, а покойному присвоили титул «главного министра» и провозгласили «небожителем» - покровителем наук.

Первый всенародно избранный (15-й по счету) президент Соединенных Штатов Америки (1789-1797 годы) Джордж Вашингтон (George Washington), один из отцов-основателей США, главнокомандующий Континентальной армии, участник войны за независимость, создатель американского института президентства, конечно, никогда не был обожествлен. Ни при жизни, ни после смерти. Таковым его сделали две вещи. Однодолларовая купюра с его портретом и фреска «Апофеоз Вашингтона», украсившая здание Капитолия в 1865 году кисти Константино Брумиди (Costantino Brumidi), где он изображен восседающим на облаках.

Выходец из брахманской семьи, индийский философ и духовный наставник Джидду Кришнамурти (12 мая 1895 год - 17 февраля 1986 год) в молодости попал в поле зрения теософов. Официальное опекунство над Кришнамурти и его братом Нитиянандой взяла небезызвестная теософка Анни Безант. Для застенчивого мальчика она стала матерью и гуру. В 1911 году правление Теософского общества Адьяра учредило новую организацию - «Орден Звезды Востока» (Order of the Star in the East), целью которой была подготовка общества к «приходу» Мирового Учителя. Безант публично объявила, что Кришнамурти призван стать глашатаем Всемирного Учителя, и к его ногам падали восторженные адепты. Отец мальчика считал, что обожествление сына могло сделать его посмешищем в Индии. Впоследствии Кришнамурти потерял веру в теософию и ликвидировал этот орден.

Последний император Эфиопии (2 ноября 1930 год - 12 сентября 1974 год), происходивший из династии потомков царя Соломона, Хайле Селассие I (до коронации - рас Тэфэри Мэконнын) возглавлял борьбу против итальянских захватчиков во время итало-эфиопской войны 1935-1936 годов, был одним из инициаторов создания в 1963 году Организации африканского единства. В сентябре 1974 года его свергли, а спустя год, возможно, 83-летнего старца задушили. Растаманы, которые исповедуют растафарианство (от докоронационного имени императора) почитают Селассие одним из воплощений бога Джа на земле. О нем поют песни, например, в таком музыкальном направлении, как регги.