Жесты, которые используют все

Кажется, без жестов не могут разговаривать одни только итальянцы. Однако и у других народов найдется немало интересных способов «добавить перца» к любому разговору лишь при помощи языка рук. Кукиш, фига, или, в просторечии, дуля, взят на вооружение многими народами. Например, у японцев этот жест называется сэккусу секс и по смыслу сходен с русским значением, несмотря на слово «секс». Устаревший вульгарный жест в Японии. Иногда так делают дети при виде похоронной процессии, чтобы «покойник не взял в провожатых моих родителей». У немцев - это приглашение к интимной близости. Большой палец означает мужской половой член между двух ног (пальцев). У итальянцев этот жест означает "оставить с носом".

Вытянутые вперед указательный палец и мизинец, иначе говоря, «коза», «рогатая» которая «идет за малыми ребятами». Жест международный и очень древний, как оберег против злых сил. По-итальянски он называется fare le corna (дословно - «делать рожки») и может сопровождаться экспрессивным возгласом Facciamo la corna! («Упаси меня боже!») или Dio me ne scampi! («Пронеси меня, Господи!»). У славян этот жест снимал сглаз с ребенка.

Бить себя в грудь - клятвенно уверять кого-то в чем-либо или (рас-) каяться. Столкнувшись с чем-то непонятным, гориллы издают тревожные звуки, которые могут смениться воплем. Если существо, вызвавшее испуг обезьян, не ретируется, самец хватает в зубы какую-нибудь ветку, встает на задние ноги, а руками с остервенением рвет ее и бросает в противника. Затем начинает ладонями попеременно бить себя в грудь, производя громкие звуки, как от удара по пустой бочке.

Рвать на груди рубаху - этот жест предположительно связан с демонстрацией креста, следовательно, принадлежности к православным. Возможно, идет от обычая отрывать верх рубахи, когда преступника вели на плаху. Дополнительно к кресту символизирует готовность добровольно подвергнуться наказанию.

Чесать затылок при обдумывании сложной задачи. Этот непроизвольный порой жест дошел до нас из тьмы веков. Таким образом наши предки призывали на помощь пращура - гения рода.

Поскольку головной убор, как и борода, для русских мужчин символизировали достоинство, следовательно, снятие шапки (тем более, смахивание шапки наземь) при народе почиталось позором. Обычно так публично наказывали должников. Добровольное бросание на землю шапки демонстрировало готовность человека пойти на любой риск, в котором ценой неудачи могло стать изгнание человека из общины.

Две версии жеста щелчка по шее, означающего «заложить за галстук». Им активно пользовались спекулянты алкогольными напитками во времена «сухого закона», который Николай II установил в Российской империи в 1914 году. Выражение якобы придумал полковник Раевский - автор выражения немного подшофе. От французского chauffé - «нагретый, обогреваемый». Однако чаще вспоминают анонимного мастера-золотые руки, покрывшего золотом шпиль Петропавловской крепости. По приказу Петра I этому любителю выпить вручили грамоту, по которой его в каждом кабаке обязаны были бесплатно поить «хлебным вином», водкой. По пьянке дока потерял царский указ на гербовой бумаге. И тогда палач выжег ему клеймо на шее. Достаточно было прийти в кабак и щелкнуть пальцем по клейменному месту - ему тотчас бесплатно наливали. Возможно, Петр Великий таким образом наградил еще корабельщика, плотника, кузнеца, который отремонтировал ему редкий иноземный пистолет.

Популярные альбомы