Российские иконы стиля: От империи до наших дней

Выражение «икона стиля» - дурацкое, но люди, являвшиеся образцом для подражания в моде, бывали прелюбопытные. Одним из первых русских «модников», о которых более-менее известно, был «великого государя ближний боярин» Артамон Сергеевич Матвеев (1625-1682). Взятый в отрочестве во дворец, Артамон Матвеев, похоже, воспитывался вместе с будущим царем и в конце царствования Алексея Михайловича возглавлял правительство. Глава Посольского приказа слыл «западником» в моде и даже споспешествовал созданию придворного театра и первой аптеки в Москве. Однако во внешней политике руководствовался интересами страны и не забывал про восточное направление.

Во время регентства царевны Софьи русское правительство де-факто возглавлял князь Василий Васильевич Голицын (1643-1714). Он стоял во главе Посольского приказа, как и Артамон Матвеев. Князь тоже любил европейские штучки и следовал им в моде. Например, он брил бороду, оставляя лишь напомаженные усы. Во внешних делах неутомимо преследовал интересы страны. При нем в Нерчинске был заключен мирный договор с Китаем, впервые определивший отношения и границу между двумя государствами. Кое-что из того, что пришло к нам с Запада при Петре Великом впервые появилось благодаря князю Голицыну.

Настоящим денди был еще один русский дипломат - князь Александр Борисович Куракин (1752-1818). Вице-канцлер, член Государственного совета, сенатор, канцлер российских орденов, действительный тайный советник 1-го класса за «искусную представительность» и пристрастие к драгоценностям получил прозвище «бриллиантовый князь». Еще во время путешествия по Европе в 1781-1782 годах Александр Куракин состоял в свите своего друга будущего императора Павла I. За границей его признали наиболее изящным кавалером из свиты цесаревича. Хлебосольный барин, Александр Борисович, по примеру древнеримских патрициев держал «открытый стол» за который усаживались до сотни гостей.

Русская танцовщица Ида Львовна Рубинштейн скрывала дату своего рождения. Согласно метрике харьковской синагоги, она появилась на свет в 1883 году. Ей хотелось эпатировать публику и окружать свое имя загадочным флером. «Вам угодно знать про мою жизнь? Я лично делю ее на две совершенно самостоятельные части: путешествия и театр, спорт в движении и волнующее искусство», - откровенничала модница. Муза декадентского Серебряного века Ида стала олицетворением его вершин и его дна. От сладострастной сексапильности балерины веяло могильным холодком. Именно к Иде наиболее подходит избитый эпитет «икона стиля», хотя ее бы от него стошнило. Слишком экстравагантной она была.

От поэта-футуриста Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930) нам в наследство досталась поэзия. Хотя многим еще памятна его желтая кофта и бушлат. Из-за своей душевной ранимости и закомплексованности Владимир Маяковский любил пофрантить и изобразить из себя подобие «мачо». Не отсюда ли проистекала его неистребимая страсть ко всяческим «приколам», в том числе и в одежде. Законодателем моды он не был, хотя мог при случае удивить своим нарядом или выходкой.

Русская советская актриса театра и кино, пианистка, певица, танцовщица Любовь Петровна Орлова (1902-1975) была скорее секс-символом, нежели иконой стиля в Советском Союзе. Впрочем не такая уж и большая разница. У уроженки Звенигорода были все возможности быть и тем, и другим. Сначала жена высокопоставленного чиновника наркомзема (в 1930-м арестованным за связь с оппозицией и навсегда сгинувшем), потом - супруга удачливого кинорежиссера. Врожденный вкус выдавал в ней дворянское происхождение (признания в принадлежности к классу которых от Любови Орловой так и не дождались в государстве рабочих и крестьян). Любимица Иосифа Сталина пользовалась всеми благами, которые давали в то время ее положение и статус.

Раиса Максимовна Горбачева была первой и последней «первой леди» советских вождей. За семьдесят с лишком лет существования Советской власти она оказалась единственной супругой номенклатурного работника высокого ранга, которая понимала толк в светской жизни и получала удовольствие от своей неистребимой женственности. Приученные ко вторым ролям, а чаще от зависти некоторые женщины шипели на «Райку». Но были и те, которым нравилось, что «наши бабы не хуже ихних». Британский журнал Woman's Own в 1987 году назвал ее женщиной года, Международный фонд «Вместе за мир» наградил Горбачеву премией «Женщины за мир», а в 1991 году - премией «Леди года».

Популярные альбомы