Троя. Был ли конь?

Древнее укрепленное поселение в Малой Азии на полуострове Троада у побережья Эгейского моря, известное как Троя или Илион, было воспето поэтами. До нас дошли «Илиада» полумифического Гомера и «Энеида» Вергилия. Многолетняя осада Трои данайцами закончилась тем, что троянцы втащили в крепость огромного деревянного коня. Отсюда во многих европейских языках возник фразеологизм «троянский конь», употребляемый в значении: тайный, коварный замысел, замаскированный под подарок.

Читайте: После войны Троя изменила ориентацию?

История про опасный подарок в виде деревянного коня, в котором спрятались, по разным источникам, 50, 100, 9 или даже 3000 отборных ахейских воинов, чтобы затем перерезать гарнизон защитников неприступной Трои, вызывает споры среди историков. Был ли «конь» на самом деле, или под ним подразумевалось нечто иное?

Читайте: Троя оказалась больше, чем предполагали историки

Среди могучих воинов, прибывших под стены Трои, самым великим воином считался Ахилл, или Ахиллес, но он погиб. Зато хитроумный Одиссей придумал способ, как завладеть городом-крепостью. По его совету один из участников похода Эпей соорудил огромного деревянного коня. Это было приношением богине Афине Илионской. Коня оставили у стен Трои, а сами осаждающие сели на свои корабли и сделали вид, что уплывают.

Читайте: Троя - новая интерпретация или старая загадка?

На ионическом диалекте греческого языка Гомера Doúreios Híppos означает «деревянная лошадь». Почему приношение непременно должно было иметь облик коня? Согласно автору «Всеобщей истории» Полибию, «чуть не все варварские народы, во всяком случае большинство их, убивают и приносят в жертву лошадь или в самом начале войны, или же перед решительной битвой, чтобы в падении животного открыть знамение о ближайшем будущем». Но на этом версии не заканчиваются.

Среди многочисленных спекуляций на тему «троянского коня» встречаем и такие. Еще в ассирийской традиции было принято давать осадным орудиям название животных. Древнегреческий писатель и географ Павсаний сообщал, что Троянский конь на самом деле являлся стенобитной машиной для разрушения стен. Троянцы захватили его во время вылазки, но в суматохе не заметили спрятавшихся в нём врагов, которые ночью отворили ворота крепости.

Возможно, стены города-крепости пострадали после землетрясения. В проломы и ворвались ахейцы. Спросите - причем тут конь? Отвечаем. Бог Посейдон был не только владыкой морской стихии, но и лошадей и землетрясений.

Существует еще более сложная интерпретация. «Деревянными конями» греки называли морские суда. В античной цивилизации греческие мореплаватели использовали лодки как лошадей. У Гомера Посейдон правит морскими конями. Кроме того, понятия, описывающие посадку всадника на лошадь, идентичны у греков описаниям посадки на морские суда.

Вымышленный автор латинского сочинения «Повесть о разрушении Трои» (Daretis Phrygii de excidio Trojae historia) Дарет Фригийский писал, что на Скейских воротах Трои была изваяна голова коня.

Так что история Троянского коня еще ждет новых интерпретаторов и оригинальных гипотез.

Популярные альбомы