Отчего люди не летают? Летают, еще как!

«Отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь!» - произносит Катерина из известной пьесы Островского. Эта мысль посещала людей задолго до Икара, но только в эру научно-технической революции были созданы устройства для полетов, напоминающие не только крылья, но настоящие летательные аппараты.

Пионером британской аэронавтики считается Джордж Кейли (George Cayley). Одаренный механик, он занимался мелиорацией земель, делал протезы для инвалидов, изобрел новый тип телескопа, автоматические сигналы для железнодорожных переездов, гусеницы для трактора, колесо с натянутыми спицами, ремень безопасности, прообразы двигателей внутреннего сгорания. Изобретенные им снаряды использовались в войне против Наполеона. В 1804 году Кейли построил небольшой планер с крылом площадью 200 квадратных футов и крестообразным оперением, который успешно летал. Ричард Брэнсон создал копию аппарата Кейли в 2003 году.

Первый универсальный летательный аппарат с ракетным двигателем, предназначенный для использования в качестве индивидуального ранцевого средства передвижения, защищенный советским патентом №4818, был выдан в 1928 году на имя Александра Федоровича Андреева (1893-1941). Однако проект остался лишь на бумаге. Реактивный или ракетный ранец (jet pack, rocket pack, rocket belt) был изобретен Венделлом Муром (Wendell Moore) в 1961 году. Именно на нем Гарольд Грэм пролетел 33 метра за 13 секунд. Впоследствии этот очень недоработанный аппарат был усовершенствован NASA для астронавтов, использующих Manned Maneuvering Unit для независимых передвижений за пределами космического шаттла.

24 июня 2004 года швейцарский летчик и изобретатель Ив Росси (Yves Rossy) совершил первый успешный полет с двумя реактивными двигателями. На реактивном ранце-крыле собственного изобретения Росси перелетел Ла-Манш, пролетел над Большим Каньоном, кружил над швейцарскими Альпами в строю с двумя истребителями ВВС Швейцарии. В ноябре 2013 года девять раз облетел вокруг вулкана Фудзияма. В 2015 году совершил парные полеты вокруг Бурдж-Халифа в Дубае.

Бейсджампинг (BASE jumping) стал активно развиваться с появлением крылатых костюмов из прочной ткани. Английское сокращение - это перечень основных типов объектов, с которых выполняются прыжки: B.A.S.E. - Building (здание), Antenna (антенна), Span (перекрытие, мост) и Earth (земля). С 1981-го по 2013 год зарегистрировано 210 погибших бейсджамперов (basejumper), или бейсеров, включая гибель первого бейсджампера с крылатым костюмом Патрика де Гаярдона.

В 2010 году НАСА представило концепцию Puffin, спроектированную аэрокосмическим инженером Марком Муром (Mark Moore). Размах крыльев - 4,4 метра, при длине 3,7 метра. Puffin может взять до 100 килограммов веса. Взлетает он вертикально, поднявшись в воздух, переворачивается и летит горизонтально. Кстати, puffin по-английски называют род птиц семейства чистиковых, обитающих на морских просторах и чаще всего питающихся путем ныряния в воду. Их русское название - тупики, а научное - Fratercula.

Популярные альбомы