F-18E. Дозаправка в воздухе

F-18E «Супер Хорнет» (Super Hornet) - американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик, который может и дозаправляться в полете, и сам служить танкером для боевых машин того же типа. Вообще, дозаправка в воздухе - один из самых сложных элементов подготовки и летчиков, и техники в мире. Этот американский самолет считается одним из самых новейших - свой первый полет он совершил 29 ноября 1995 года. Для постройки самолета «Супер Хорнет» корпорацией McDonnell Douglas на авиазаводе в Сент-Луисе была специально организована новая сборочная линия.

То, что «Супер Хорнет» может как заправляться топливом, так и быть танкером для себе подобных - редчайшее качество. До сих пор с ним может сравниться лишь российский штурмовик-боабардировщик "Су-33". Вообще, с самого начала использования аэропланов возникло желание расширить их радиус действия за счет передачи топлива в воздухе. Еще в 1912 году были осуществлены первые попытки передать с одного самолета на другой канистры с топливом. Ввиду высокой опасности и сложности маневров данный способ передачи топлива развития не получил.

Первые попытки передать топливо при помощи шланга с одного гидросамолета на другой были произведены английскими военно-морскими летчиками в 1917 году. Успешные попытки такого рода были осуществлены в 1920-х годах. В простейшем случае два медленно летящих самолета соединялись шлангом, по которому в заправляемый самолет топливо перетекало под действием силы тяжести. Впоследствии топливо стали ускорять при помощи насосов.

В 1942 году немецкими конструкторами прорабатывался вариант дозаправки в воздухе прототипа стратегического бомбардировщика Ме-264 («Бомбардировщик Америки») для достижения им межконтинентальной дальности. Первые дозаправки в полете при выполнении боевого задания были произведены во время Корейской войны в ВВС США. И с тех пор дозаправка в воздухе используется в воздушных флотах многих стран мира.

Процесс заправки F-18E «Супер Хорнет» происходит следующим образом. Танкер разматывает шланг, и конус под напором воздуха расправляется из сложенного положения в свое рабочее состояние. Оба летательных аппарата сближаются друг с другом, причем заправщик летит прямо, с постоянной скоростью и неизменной высотой, а заправляемый занимает позицию сзади и немного снизу от танкера. Уравняв скорости и высоту, пилот заправляемой машины маневрирует таким образом, чтобы попасть заправочной штангой в неуправляемый конус. Соединение штанги и конуса производится электромагнитным замком. После установления соединения оператором заправки включается система перекачки, и топливо под большим давлением поступает в баки заправляемого ЛА. По окончании заправки пилот заправляемого самолета просто уменьшает скорость, и конус отсоединяется от штанги, когда сила натяжения превысит мощность электромагнита.

Для облегчения навигации, стыковки и управления заправкой как танкер F-18E, так и заправляемые самолеты «Супер Хорнет» оборудованы радиотехническими системами межсамолетной навигации, подсветкой элементов заправки и световой сигнализацией заправки. В качестве танкеров могут использоваться даже обычные «Супер Хорнеты», ведь масса топлива в их внутренних баках - 6559 килограммов, а вот на внешней подвеске - 7430 килограммов. Их и перекачивают в воздухе.