Стратегический бомбардировщик Ту-22

Ту-22 стал первым сверхзвуковым стратегическим бомбардировщиком в авиации дальнего действия. Опыт его проектирования и эксплуатации пригодился при создании более совершенного самолета.

Фото ИТАР-ТАСС

По своим тактико-техническим характеристикам он имел ряд преимуществ перед американским бомбардировщиком В-58, созданным в то же время для решения практически аналогичных задач, и намного его превосходил.

Фото ИТАР-ТАСС

В 1962 году на вооружение советской стратегической авиации был принят первый сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22, созданный в ОКБ Н.А. Туполева под руководством главного конструктора Д. Маркова. Машина создавалась в соответствии с требованиями руководства ВВС, главным из которых было достижение скорости полета порядка 1800 км/ч.

В частях Дальней авиации ВВС Ту-22 эксплуатировались до средины 90-х годов.

За время активной службы авиационным полкам, вооруженным машинами этого типа, довелось принять участие в боевых действиях в Афганистане. Они привлекались для нанесения бомбовых ударов по скоплениям мятежников и выполняли воздушную разведку.

При этом экипажи стартовали с аэродромов, расположенных на территории Советского Союза, выполняли боевую задачу и возвращались обратно. Самолеты действовали с больших высот, вне зоны досягаемости ПЗРК противника.

Самолеты этого типа в ограниченном количестве поставлялись за рубеж.

Ту-22Р приняли участие в боевых действиях в период ирано-иракской войны, показав хорошую живучесть. Из 12 машин, имевшихся у ВВС Ирака, не было потеряно ни одной.

24 Ту-22Р и Ту-22У (учебно-тренировочный вариант) было продано Ливии, где они эксплуатируются до настоящего времени. Ливийцы в 1983 году несколько раз применяли свои бомбардировщики во время конфликта в Чаде.

Несмотря на огромные трудности и потерянные жизни при создании и эксплуатации этого самолёта, накопленный опыт привёл к созданию многорежимного сверзвукового ракетоносца Ту-22М.