Директор украинского филиала Института стран СНГ: Россия должна освоить стратегию "мягкой силы"

О дальнейших действиях, позиции и планах России относительно юго-восточных регионов Украины Pravda.Ru побеседовала с директором украинского филиала Института стран СНГ Денисом Денисовым.

— Россия защитила граждан в Крыму, надо ли ей останавливаться, ведь Ярош объявил об открытии Восточного фронта и пригрозил взорвать газопровод?

— Надо понимать, что заявления экстремистов, подобных Ярошу, и особенно именно этого человека, — это начало его предвыборной компании. Как мы знаем, он заявил, что будет баллотироваться на пост президента Украины, и это его заявление на самом деле глупое и абсурдное. Заявив, что он собирается взорвать газопровод, он фактически выступает против своих европейских и американских товарищей, которые дали ему путевку в жизнь, и я думаю, в других странах моментально отреагируют и одернут его за подобные вещи.

По поводу восточного фронта, если у России есть стратегия относительно того, что там делать, какие действия предпринимать, как вообще себя вести, тогда правильно было бы не останавливаться. Если это будет, как традиционно в нашей истории получалось, что только исходя из тактических соображений, без какой-либо стратегии, — тогда лучше не надо. Лучше тогда остановиться на Крыме и подождать, сначала хорошо продумать и потом реализовывать тот или иной план, чтобы это не получилось во вред, а не во благо.

— Какие сценарии вы видите в Харьковской, Луганской и Донецкой областях?

— Много факторов, которые будут влиять на эти сценарии. Безусловно, это фактор поведения России, поведения тех, кого некоторые называют властью в Киеве, это проблематика самих протестов на местах. У меня складывается впечатление, что в большинстве случаев протесты на юго-востоке опять-таки натолкнулись на отсутствие четко понимаемого плана действий, к чему мы должны стремиться. Мы изначально видели заявления и требования на юго-востоке относительно федерализации в первую очередь. Но после того как никто особо не отреагировал на данные требования, получилось, что протест идет ради протеста.

Те люди, которые были назначены в области юго-востока из Киева, — это олигархи. Во-первых, они достаточно одиозные для многих из этих регионов. Во-вторых, достаточно сомнительно, что они вообще смогут исполнять свои обязанности в связи с нынешней ситуацией. Там тоже достаточно странная ситуация. Власть назначала этих людей исходя из того, что это очень богатые люди, которые якобы могут, в первую очередь, финансовыми рычагами повлиять на различные органы, в том числе и силовые, чтобы они их поддержали. Но как показывает практика, как уже показали события, не совсем "так" развиваются события на юго-востоке.

И опять-таки, если бы в том числе и Россия предложила какой-нибудь план, карту действий, то все было бы иначе. Потому что сейчас главная проблема юго-востока, да и России в том числе, что нет четкого понимая, что надо делать.

— Как действовать РФ, чтобы остановить фашизм на Украине? Ставить на местных лидеров этих областей?

— Тут не главное, как Россия действует. Хотелось бы, чтобы у России появилась стратегия хотя бы на более-менее длительный срок относительно Украины. От этого выиграет и Россия, и Украина, потому что это то, что в цивилизованном мире называется прозрачной политикой: когда мы понимаем, что будет дальше. В первую очередь, это важно для жителей юго-востока страны, для русскоязычных жителей.

Исходя из того что Россия позиционирует себя как великая держава, которая готова защищать своих соотечественников, русский народ, как сейчас это происходит, то мы будем надеяться на то, что появится тот или иной план, который будет содержать следующие позиции. Это открытие и функционирование различных неправительственных организаций, которые бы занимались обеспечением прав и свобод русскоязычных граждан Украины, которые бы на корню пресекали в том числе любые проявления ксенофобии, расизма, которые бы акцентировали внимание всего мира на проявлениях фашизма и нацизма.

На самом деле весь мир уже давно работает по этому принципу, другое дело, что в России, к сожалению, еще не сформировалась эта традиция работы "soft power" ("мягкой силы") через неправительственные организации. А как показывает практика, это самая эффективная работа. То есть, если мы хотим влиять на ситуацию, как заявляет Россия, отстаивать права, то безусловно, для нас этот сектор наиболее важен, потому что тяжелые силы — это всегда будет реакция с запаздыванием, и это будет всегда напоминать для большинства действия слона в посудной лавке, и это, к сожалению, так.

Но, безусловно, еще раз говорю, существует уже очень много наработанных схем по реализации подобных инициатив в разных странах мира. России не надо особо ничего выдумывать, просто надо на этом сосредоточить свое внимание, адаптировать к ситуации на Украине, и все будет хорошо.

— В каком случае можно вводить войска? Только когда появятся жертвы или раньше?

— Это очень сложный вопрос, который в мировой практике и в мировом правосудии не до конца проработан. Безусловно, нужно делать все, чтобы не допускать жертв, просто по умолчанию. Чтобы ни одна человеческая жизнь не стала разменной монетой в политических играх, в политических интригах. Следует отметить, что на такой позиции построена вся система Запада, Европы и США, когда человек — это высшая ценность.

Вот к этому необходимо стремиться и на наших пространствах, в наших странах, имеется в виду на Украине, в России, и понимать, что любое действие должно быть направлено на это.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить