Сербский политолог: Запад использует антиправославных экстремистов в геополитике

О единомышленниках России в вопросе украинского конфликта Pravda.Ru поговорила с сербским политологом Александром Павичем.

— Россия не дала себя деморализовать в Украинском конфликте и вчера на Совете безопасности ООН показала, что действует строго легитимно. Однако, возможно, теперь надо перейти в наступление и отодвинуть Запад от российских границ. Где искать России союзников? С какими правительствами мы могли бы на эту тему вести диалог и по каким вопросам?

— Самым главным в нынешнем кризисе на Украине, который в одностороннем порядке был вызван западными странами в результате бескомпромиссной поддержки евромайдановских активистов, является именно настаивание России на легальности и возвращении всего процесса на Украине в законные, конституционные рамки. Коротко говоря — главные западные страны выступают сторонниками беззакония и хаоса, а Россия последовательна в соблюдении конституционного порядка, закона и прав человека. Это именно та роль, на которую западные страны ранее предъявляли монопольное право. Эта тот фундамент, на основе которого Россия может искать союзников по всему миру: дипломатическим путем в правительствах, информационным путем — в области общественного мнения.

Латиноамериканские страны особенно чувствительны к внешнему вмешательству (особенно американскому) в свои внутренние дала. Поэтому страны Латинской Америки являются естественными союзниками для России. Равно как и Китай, который уже предоставил поддержку российской позиции относительно Украины. Также остальные страны БРИКС, Индия и Южная Африка, являющиеся демократиями, при этом с многочисленным гетерогенным населением, принципиально должны быть заинтересованы в восстановлении на Украине конституционного мира и порядка.

И (то, что сейчас, может, еще недооценивается) главные балканские страны, Сербия и Греция, являются естественными союзницами России, особенно когда речь идет об использовании Западом антиправославно настроенных экстремистов для достижения определенных геополитических целей, что западные страны делали ранее в Югославии, а сейчас повторяют на Украине. Сербия важна особенно как последний балканский бастион, сопротивляющийся подчинению НАТО. России следует уделять ей больше внимания, именно учитывая возможность атлантической интеграции Сербии.

Однако, повторим, нет причин для ограничений: Россия может открыто, с полным правом, спокойно требовать поддержки своей политики у всех государств, включая страны ЕС. И не важно, что возможны негативные ответы со стороны тех, кто находится в вассальных отношениях с США, поскольку совершенно точно удастся найти союзников в оппозиционных или неправительственных кругах.

— Может быть, стоить предложить Шотландии и Каталонии вступить в Таможенный Союз?

— Если Шотландия и Каталония провозгласят независимость способом, который будет признан со стороны центральной власти Лондона и Мадрида, то России следует незамедлительно предложить им возможность членства в Евразийском и Таможенном союзе, подчеркивая, что это не исключало бы их дальнейшего взаимодействия с ЕС.

Но в сегодняшней ситуации это не следует предлагать на официальном уровне, поскольку это дало бы повод властям в Лондоне и Мадриде гомогенизировать общественное мнение своих стран на антироссийской основе. Особенно требуется проявлять осторожность в отношении Испании, которая является последовательным сторонником принципа территориальной целостности и суверенитета стран, поддерживая, среди прочего, и российскую столь же последовательную позицию о непризнании независимости "Косова", и которая на последней встрече глав дипломатий ЕС выступила против введения санкций в отношении России. Естественно, ситуация неоднозначная и изменчивая, и если американскому фактору удастся консолидировать позиции своих младших европейских партнеров в соответствии со своей собственной позицией, как это было во время бомбардировок Югославии и в ходе большинства незаконных военных интервенций, — тогда у России появилась бы возможность пересмотреть свои принципиальные позиции по всему спектру.

В итоге, вывод ясен: у России есть легитимные, регулируемые системой соглашений, интересы в Крыме, равно как и право защитить большинство населения и на востоке, и на юге Украины. И любое развитие событий следует принимать во внимание — или федерализацию страны, или соблюдение права на самоопределение в случае, если все остальные варианты окажутся неисполнимыми.

Будет ли война Украины с Россией за Крым? Угрозы реальны, или это "американский" блеф? А что вы думаете о самых последних новостях о ситуации и событиях на Украине? Что вы думаете о результатах референдума в Крыму и о вводе российских войск на Украину? Насколько реальна угроза войны за Крым?

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить