Специально для «ПРАВДЫ On-line». ПОСОЛ ПО ОСОБЫМ ПОРУЧЕНИЯМ МИД УКРАИНЫ ЮРИЙ КОСТЕНКО РАССКАЗЫВАЕТ НАШЕМУ КОРРЕСПОНДЕНТУ О ПРОЦЕССЕ СОГЛАСОВАНИЯ ЛИНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ РОССИЕЙ И УКРАИНОЙ

Недавний инцидент с задержанием российскими пограничниками украинского судна “Босфор” в Азовском море еще больше подлил масла в огонь противоречий между двумя государствами в вопросах делимитации сухопутного участка государственной границы, а также определения правового статуса Азовского моря и керченского пролива. Наблюдатели опасаются, что в сложившейся ситуации очередной раунд украинско-российских переговоров по этой проблеме обострит разногласия сторон. Высказал определенную обеспокоенность и Посол по особым поручениям МИД Украины Юрий Костенко, уже третий год представляющий свою страну на этих переговорах.

— Многие полагают, что официальная нота МИД Украины в адрес российской стороны в связи с задержанием “Босфора” имела слишком жесткий характер, учитывая отношения между двумя странами. Однако украинская сторона исходила прежде всего из того, что имевший место инцидент являлся, по сути, отказом России от взятых на себя обязательств. Существует ведь Протокол об общем контроле акватории Азовского моря и Керченского пролива пограничными войсками двух стран, подписанный руководителями пограничных ведомств Украины и РФ еще в августе 1994 года. Согласно одному из пунктов этого документа, в случае задержания физических или юридических лиц, нарушивших законодательные нормы одного из государств, стороны передают их друг другу в соответствии с принадлежностью для дальнейшего разбирательства. В случае же с “Босфором” российская сторона этого не сделала, а предпочла отконвоировать судно в порт “Ейск”, где конфисковала его, а, кроме того, арестовала команду.

— Свидетельствует ли это о неком “замораживании” выполнения ранее достигнутых договоренностей на фоне общей несогласованности границ между Украиной и Россией?
— До конца прошлого года график согласования как сухопутного, так и морских участков границ был достаточно плотным, а затем начало происходить некоторое торможение процесса. И день ото дня этот тормозной путь увеличивается. А это, в свою очередь, не вписывается в договоренности, достигнутые в феврале-марте 1998 года во время официального визита украинского президента в Москву. По большому счету, на сегодняшний день мы можем похвастаться лишь общим согласованием линии прохождения границы на девяти ее участках: от “Кургана дружбы” возле села Сенькивка в Черниговской области до Азовского моря. И это все, если не считать подготовки проекта текстуального описания этой линии на половине из участков. Что касается непосредственно Азовского моря, то вот уже четвертый год камнем преткновения является принципиальный подход сторон к решению этой проблемы. Россия рассматривает Азов как зону общего пользования и отвергает необходимость определения границы на его пространствах, в то время как Украина, во избежании неразберихи с зонами ответственности, настаивает на четком разделении акватории Азовского моря линией государственной границы. Конечно, мы выступаем за максимальное взаимодействие с российской стороной в плане рационального использования ресурсов, обеспечения безопасности судоходства, борьбы с браконьерством и т.д. Но границы должны быть определены, поскольку они являются неотъемлемым атрибутом суверенного государства.

— Ситуация с Керченским проливом, надо полагать, еще более неоднозначна?
— Правовой статус керченского пролива принципиально отличается от статуса Азовского моря. Во многом благодаря тому, что во времена Советского Союза именно он являлся разделительной линией между РСФСР и УССР. И неурегулированность зон ответственности в этом районе часто приводит к конфликтным ситуация. Так, время от времени до нас доходят сведения что российская сторона в одностороннем порядке провозглашает своей территорией отдельные участки фарватеров в Керченском проливе, российские судовладельцы уклоняются от уплаты сборов за использование судами Керчь-Еникальского канала и т.п. Во всем этом необходимо разобраться, и чем скорее это произойдет, тем меньше убытков получат обе стороны.

— И как скоро, по-вашему, можно ожидать значительного продвижения вперед в плане согласования границ между Украиной и Россией?
— Думаю, что все накопившиеся вопросы вместе с техническими подробностями будут решены не раньше конца текущего года. Еще слишком много работы предстоит проделать делегациям двух стран, чтобы ускорить движение к развязке. Однако хочется надеяться, что она наступит и принесет удовлетворение обеим сторонам. Ведь в этом деле отсутствует третья сторона, а между собой сам бог велел разобраться двум братским народам.

Елена ТИХОЛИЗ.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить