Наш комментарий: КРЕМЛЬ НАМЕРЕН «ЗАЦЕМЕНТИРОВАТЬ» ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ МОНАРХИЮ

Владимир Путин намерен серьезно пересмотреть основы государственного устройства Российской Федерации. Вслед за предложением нарезать Россию на семь территориальных округов и назначить на правление ровно такое же количество полномочных представителей, понимай генерал-губернаторов, вчера последовало телеобращение президента, в котором он поведал народу о своих планах реформирования федерального устройства страны.
Для простоты и доходчивости восприятия новых начинаний в глубинах кремлевских кабинетов придумали своеобразный девиз новой реформы, который гласит «скрепляем и цементируем российскую государственность». Что ж, этого ждали давно, ждали с надеждой и упованием. Ждали так долго, что успели разувериться - возможно ли вообще такое.
После развала Советского Союза и десятилетнего периода позора и унижения наш народ успел окончательно разочароваться во власти и любые попытки реформ, предпринимаемые правительством или президента, тем более радикальные, воспринимается оным с большой долей вполне обоснованного подозрения. Вот и на этот раз в душу закрадываются мучительные предчувствия, не «зацементируют» ли нас, что называется, по полной программе, так что потом российскому народу придется окончательно и бесповоротно мириться с мыслью о том, что им будет править узкая группа лиц, которой удалось вовремя сориентироваться во время очередного периода русской смуты. Впрочем, причин для упаднических настроений пока не так уж и много, поэтому попробуем спокойно разобраться в сути вносимых изменений.
О том, что Путин намерен наладить управление страной, он заявил за день до своей инаугурации. Тогда же он определил и основные направления своей будущей реформы - нужен механизм, который позволит снять противоречие между местными и федеральными законами, механизм, который заставит региональных баронов подчиняться центру.
При первом знакомстве с предложениями Путина все выглядит вполне пристойно. Пакет документов, который он намерен предложить на рассмотрение Думы, включает в себя три законопроекта. Первый касается "института федерального вмешательства" в регионах. Второй - порядка формирования Совета Федерации. Третий документ предусматривает ликвидацию обязательного согласования с субъектами Федерации кандидатур при назначении федеральными органами должностных лиц МВД, прокуратуры и судов в регионах. В чем же суть изменений.
Разъяснения, которые доносятся из-за кремлевской стены, выглядят следующим образом.

Институт федерального вмешательства
Отныне спокойная жизнь гарантирована только тем руководителям регионов, которые обеспечивают у себя полное соблюдение Конституции России и федеральных законов. Если в каком-либо регионе местное законодательство вступает в противоречие с федеральным, и проблема не разрешается в судебном порядке, тогда возможны следующие варианты: президент России может вносить в Госдуму предложение о роспуске местного законодательного собрания, или законодательное собрание вправе выражать недоверие губернатору или республиканскому президенту. Если высшее должностное лицо субъекта федерации отстранено, от должности в отставку автоматически уходит его правительство.
Аналогичные изменения предполагается провести в системе местного самоуправления. Нарушение федеральных законов и Конституции может повлечь за собой роспуск органа местного самоуправления и новые выборы.

Порядок формирования Совета Федерации
В нижней палате парламента теперь будут работать люди, свободные от всех других должностей, кроме своих непосредственных. Среди них не будет государственных служащих, относящихся к категории "А" - губернаторов, республиканских президентов, региональных министров, депутатов и членов законодательных собраний субъектов федерации. Т.е. региональным начальникам не нужно будет отвлекаться на поездки в столицу, и он смогут полностью сосредоточиться на делах вверенных им территорий.

Порядок назначения должностных лиц в регионах
И, наконец, третий документ предусматривает ликвидацию обязательного согласования с субъектами Федерации кандидатур при назначении федеральными органами должностных лиц МВД, прокуратуры и судов в регионах. Этот пункт говорит сам за себя и не нуждается в толковании, поскольку просто отменяет прежнее положение.
Государственная Дума должна одобрить предложения Кремля к 1 декабря. И тогда не позднее 31 декабря в России снова состоятся выборы - на сей раз в верхнюю палату парламента.

Уже сейчас можно вывести три важнейших постулата революционных преобразований Путина. Отныне властная вертикаль будет выглядеть так. Глава государства получает право отстранять от должности губернаторов и распускать региональные законодательные собрания в случае несоблюдения ими федерального законодательства. В свою очередь главы регионов смогут отстранять от должности руководителей органов местного самоуправления, то есть районов, городов, поселков. И, наконец, губернаторы и главы законодательных собраний могут назначать своих представителей членами верхней палаты парламента, но лишатся права входить в ее состав сами. Таким образом, вырисовывается простая как армейская шеренга вертикаль власти. Президент страны наделяется полномочиями, которые можно по своей значимости приравнять к монаршим. При этом сохраняются все атрибуты демократии, а именно выборность властей от федерального до регионального уровней.
Теперь региональные лидеры поставлены перед необходимостью в очень короткий срок привести все местное законодательство в соответствие с Конституцией и федеральными законами, что не может не рассматриваться с положительной для собирания страны точки зрения. В тех же регионах, где не успеют вовремя развернуться, уже сейчас можно начинать подготовку к новым выборам.
Менее очевидными кажутся плюсы от неимоверно вырастающего влияния и без того могущественного первого лица государства. У президента появляются дополнительные мощные рычаги управления местными начальниками, которые он при желании, к примеру, может повернуть не в самом верном направлении. Так что с демократическими принципами или вольницей, каждый понимает в меру своего социального положения, можно окончательно распрощаться - по крайней мере, на региональном уровне.
Характерно, что пока в стане региональных лидеров не заметно даже попыток к сопротивлению. Хотя очевидно, что последние события вряд ли нравятся привыкшим к вольнице национальным президентам. В кулуарах Федерального собрания ходят слухи, что сопротивление может возглавить президент Татарстана Минитимер Шаймиев. До сих пор именно за этим региональным лидером закрепилось представление как о наиболее независимом бойце «национально-освободительного» фронта. Но пока Шаймиев, как и остальные вожди национально-территориальных образований, предпочитает не высовываться.
Многие наблюдатели, отмечая очевидные плюсы ужесточения вертикали власти, высказывают опасение о возможности сползания государства к унитарной системе правления, характерной для диктаторских режимов. Эти опасения не лишены оснований, поскольку больше за президентом кроме, разумеется, всевышнего, в случае принятия законов, стоять уже никто не будет. А Совет Федерации, долгое время выполнявший своеобразную роль третейского судьи, по сути дела окончательно и бесповоротно лишается этой своей весьма полезной функции.
Не может не поражать та энергия, с которой Путин начинает свои реформы. Складывается такое ощущение, что атака готовилась давно. Иначе как объяснить гибкость маневрирования кремлевской администрации в проталкивании своих, прямо скажем, не простых решений. Путин предлагает все более радикальные средства, которые иначе как революцией и сегодня и назвать нельзя. И такая тактика, как ни странно, приносит успех. После очередной такой атаки Путину хватило одной встречи с основными членами Совета Федерации, чтобы те заявили о готовности в одночасье переписать конституционные основы страны. Хотя еще совсем недавно большинство из них было уверено в священности и неприкосновенности своих широких полномочий удельных князьков, закрепленных устоявшимся порядком.
Есть все основания предполагать, что Дума не станет противиться принятию законопроектов. По крайней мере, лидеры многих фракций уже заявили о поддержке кремлевских инициатив. Необходимо отметить, что самым первым в этом хоре выступил председатель нижней палаты, поддержавший все новации Путина, даже не знакомясь с текстами законопроектов. Как будет Кремль уламывать губернаторов, покажет время.
Между тем для многих политиков регионального масштаба это уже не актуальный вопрос - началась борьба за кресла региональных наместников Путина. Недаром вчера Егор Строев сообщил журналистам, что некоторые главы администраций « спокойно и добровольно пойдут на должности президентских постпредов». Впрочем, на всех этих мест не хватит…
Дамир ЖАМАЛЬДИНОВ.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить