ПУТИН ВЫСТУПИЛ С ТЕЛЕОБРАЩЕНИЕМ К НАРОДУ. В котором обосновал новое устройство России

Сегодня президент России Владимир Путин выступил с телеобращением к российскому народу, в котором разъяснил суть пакета законопроектов о новом федеральном устройстве страны, которые он намерен внести на рассмотрение в Госдуму. "ПРАВДА On-line" публикует это выступление президента страны полностью:

ТЕЛЕОБРАЩЕНИЕ ВЛАДИМИРА ПУТИНА К ГРАЖДАНАМ РОССИИ
об изменениях в принципах формирования федеральной власти

Уважаемые граждане России! Дорогие друзья!
Впервые с момента вступления в должность Президента я вношу в Государственную думу пакет законопроектов.
С одной стороны, это обычная практика работы Главы государства. Но с другой - речь идет о законах, которые скрепляют и цементируют российскую государственность. Эти меры я считаю жизненно важными для будущего страны.  Я обещал, что власть будет вести открытую политику, будет объяснять гражданам свои цели и конкретные шаги.  Законопроекты, которые вносятся в Думу, продолжают линию, начатую Указом от 13 мая о введении федеральных округов.  Это линия на укрепление государственного единства, она поддержана и губернаторами, и депутатами, всеми гражданами России. Можно сказать, что в стране впервые нет разногласий по столь принципиальному вопросу.
Общая задача всех этих актов - сделать и исполнительную, и законодательную власть действительно работающими. Наполнить конституционные принципы разделения властей и единства исполнительной вертикали абсолютно реальным содержанием.

В чем суть этих законопроектов? Строго говоря, все сводится к трем основным элементам.

Первое - предлагается изменить принципы формирования Совета Федерации, верхней палаты парламента.
В Конституции России записано, что Дума избирается, а Совет Федерации формируется из представителей исполнительной и законодательной ветвей власти. Но в Конституции не сказано, что это должны быть обязательно первые лица территории - губернаторы, президенты Республик, руководители региональных парламентов. Сегодня это именно так.
Я считаю, что лидеры регионов должны сосредоточить силы на конкретных проблемах своих территорий. Для этого они, собственно, и избираются населением. А их представители пусть занимаются законотворчеством, но уже на постоянной и профессиональной основе, а не как сейчас - раз в месяц.
Да, Президенту России сложнее будет работать с профессиональной верхней палатой парламента. Сложнее, но этого требуют интересы дела. Я уверен, что качество законов - без всяких сомнений - улучшится.
Кроме того, мы устраним очевидное противоречие в самой организации власти в России. Сегодня губернаторы и руководители республик являются институтами исполнительной власти. А будучи членами Совета Федерации - одновременно и парламентариями, то есть соавторами законов, которые сами же должны исполнять. Это, как у нас говорится, "сапоги в смятку" - фактически нарушение принципа разделения властей.

Второе существенное предложение - ввести порядок отстранения от должности руководителей регионов и роспуск законодательных собраний, принимающих акты, идущие вразрез с федеральными законами. Как известно, сегодня за нарушение Конституции можно отрешить от должности даже Президента страны. Тот же порядок должен распространяться и на руководителей территорий, органов местного самоуправления.

И, наконец, третье предложение, логично вытекающее, на мой взгляд, из второго. Если глава территории при определенных условиях может отстраняться от должности Президентом страны, то у него должно быть аналогичное право в отношении нижестоящего уровня власти.
Это сегодня не только правильно, но - просто необходимо для восстановления в стране работающей властной вертикали.
Без этих инструментов ни федеральный парламент, ни правительство, ни даже Президент уже давно не могут добиться простых, но абсолютно необходимых вещей. Прежде всего - чтобы и в Москве, и в самой далекой российской глубинке одинаково строго соблюдались права граждан. Одинаково точно понималось и исполнялось общероссийское законодательство. Это и есть диктатура закона. Это и будет означать, что мы живем в одной, сильной стране, в едином государстве - Россия.
Особо подчеркну: все предложенные мной законопроекты полностью укладываются в рамки действующей Конституции России.
Хотел бы обратиться к депутатам Государственной думы и членам Совета Федерации. Мы сегодня, кстати, довольно долго дискутировали с большим количеством членов Совета Федерации здесь, в Кремле, по этим вопросам.
Внесенные законопроекты будут, наверное, оцениваться по-разному и вызовут дополнительные дискуссии. Мы к ним готовы.
И я уверен: нам вместе предстоит проводить в жизнь эти непростые решения. Настал момент отделить партийные, местнические и личные амбиции от жесткой необходимости укреплять государственность и усиливать власть.
Этого давно ждут граждане России. Мы обязаны эти ожидания оправдать.

Я глубоко убежден: власть должна быть работающей. Каждый должен заниматься своим делом. Законодатели и в верхней, и в нижней палате - принимать законы. А губернаторы, на которых лежит огромная ответственность за социальное благополучие людей, за успех регионального хозяйства, должны исполнять свою работу. В этой роли их никто не может заменить. Сегодня они также озабочены проблемой укрепления власти, также, как и здесь, в федеральном центре. Некоторые предлагали даже более радикальные меры, чем вносимые законопроекты - вплоть до введения порядка прямого назначения губернаторов Президентом России.
Но я по-прежнему считаю - считал и считаю - главы субъектов Федерации должны избираться народом. Этот порядок уже утвердился, стал частью нашего демократического строя.
Считаю также важным отметить: предлагаемые законы не направлены против региональных лидеров. Напротив, уверен, руководители регионов являются важнейшей опорой Президента и будут таковыми являться в деле укрепления нашего государства. Ведь государство - это не просто земля, на которой мы живем и работаем, не просто очерченная границами географическая территория.
Это, прежде всего, - законы, конституционный порядок и дисциплина. Если эти инструменты слабы, то слабо и государство, или его попросту нет.
Ведь это вопиющий факт, когда (вдумайтесь в эту цифру!) пятая часть принятых в регионах правовых актов противоречит Основному Закону страны. Когда конституции республик и уставы областей расходятся с Конституцией России. Когда между российскими краями и областями устанавливаются торговые барьеры или, того хуже, пограничные столбы. И это бывает.
Как показала жизнь, последствия таких нарушений катастрофичны. Из подобных, казалось бы, частных вопросов капля по капле вызревает сепаратизм, который подчас становится плацдармом для еще более опасного зла - международного терроризма.
Еще раз обращаюсь к законодателям, еще раз хочу подчеркнуть - время вынужденных компромиссов, ведущих к нестабильности, прошло. И я очень надеюсь, что вы поддержите линию на укрепление государственности российской.

* * *
Уважаемые граждане!
Вы не хуже меня знаете: расхлябанность власти дороже всего обходится миллионам простых людей. Ценой разболтанности государства становится личная безопасность, неприкосновенность собственности и жилища, в конечном итоге - благополучие наше собственное и будущее наших детей.
Именно для этого нам нужна сильная и ответственная власть. И поэтому я рассчитываю на понимание тех шагов, которые предпринимаются сейчас.
Я именно с этим избирался на пост Президента России. Эту политику намерен твердо и последовательно проводить впредь. Именно так, как это мы делаем сегодня.
Благодарю Вас за внимание.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить