Корреспондент «ПРАВДЫ On-line» передает из Белфаста: ОСВОБОЖДЕННЫХ УБИЙЦ ВСТРЕЧАЛИ ПОКЛОННИКИ

В минувшую пятницу Северная Ирландия стала свидетельницей самого массового выхода на свободу заключенных - членов парамилитаристских групп с обеих сторон конфликта. Из печально знаменитой тюрьмы Мейз под Лисбурном (республиканцы продолжают называть её «Лонг Кеш», как она называлась в те годы, когда здесь был заключен Бобби Сэндс и его товарищи) были освобождены 78 человек (плюс 7 - из тюрьмы в Магаберри и 1 - в Дерри) – представителей 4 крупнейших парамилитаристских организаций, поддерживающих мирное соглашение 1998 года.
Всего за 2 года здесь было освобождено 428 участников кровавых событий, из них 143 приговоренных к пожизненному заключению. Среди освобожденных 46 человек являются членами Ирландской Республиканской Армии.
Лонг Кеш (Мейз) называют настоящим «университетом терроризма»: его стены прошли такие известные республиканцы, как Джерри Адамс и Джерри Келли, Бик Макфарлан и Брендан Хьюс, а с лоялистской стороны - например, Джонни Адер и Дэвид Ирвайн... Впрочем, некоторым не удалось покинуть его стены живыми: умерли здесь от голодовки протеста Бобби Сэндс и его 9 друзей, а в 1997 году здесь членами ИНАО был убит самый известный лоялистский террорист – Билли Райт, по кличке «Король Крыса», который никогда не уходил с «задания» «с пустыми руками» - если даже на месте не оказывалось того, кого надо было «замочить», Билли «мочил» хоть кого-нибудь... Его жертвами, например, стали 2 молодые девушки-продавщицы и случайный покупатель - только потому, что не оказалось поблизости хозяина лавочки, который был его целью...
Первоначально Лонг Кеш был концлагерем, в котором размещались задержанные в 1971 году без суда и следствия в массовых масштабах мужчины-католики. Лоялисты появились здесь гораздо позднее - когда британские власти не смогли дольше закрывать глаза на их преступления в отношении католической общины.
Когда Лонг Кеш был сожжен заключенными в ходе массового восстания (в котором участвовал и Джерри Адамс), власти выстроили здесь тюремные бараки в виде буквы «H» (так называемые «H»- блоки»). Именно в застенках одного из них начал свою знаменитую голодовку Сэндс в 1981 году.
Республиканские и лоялистские заключенные были строго-настрого отделены друг от друга и сохраняли свою внутреннюю командную структуру. Последним командиром ИРА в Мейз оказался 40-летный Джим Маквей, приговоренный в 1992 году к 31 году лишения свободы за многочисленные нападения на британскую армию.
В стенах Мейз, рассчитанной на 800 с лишним человек, сегодня осталось всего 15 заключенных и на них - более 100 охранников, которым вскоре грозит полная безработица по всей провинции: к 2002 году будут освобождены и те, кто остались в её камерах сейчас. За почти 30 лет существования этой тюрьмы 6 охранников покончили жизнь самоубийством.
Выход на свободу в пятницу осуществлялся по группам: лоялисты и здесь получили преимущества, так как начали с утра именно с них. Родственники и поклонники встречали у стен Мейз своих «героев»: Торренса Найта, убившего 11 католиков в Грейстиле и Кастлроке (ныне он, по его словам, «стал настоящим христианином»), его напарников Джеффри Дини и Стивена Ирвина, Вильяма Линдсей, умудрившегося даже в тюрьме откусить часть уха у одного из республиканских заключенных, Райана Робли, повинного в убийстве 2 друзей - католика и протестанта в Пойнцпассе в 1998 году, Грэхема Бингема и Самуэля Кука, убивших в 1994 году католичку - мать 2 детей Анн Мари Смит, Нормана Купи, насмерть забившего молотком 16-летнего католика Джеймса Моргана в 1997 году и выбросившего его тело в болото с трупами животных, нескольких грабителей почтовых отделений: Роберта Глазгоу, Джейсона Лояла и Колма Маккьяуна - в общей сложности 22 человек.
После обеда настала очередь республиканцев: не только от ИРА, но и от другой, более левой по своим взглядам Ирландской Национальной Армии Освобождения. Освобождаемых встречали не только родственники, но и представитель Шинн Фейн Джерри Келли - сам когда-то бывший заключенный Мейз, подготовивший и осуществивший в 1988 году самый массовый за всю историю тюрьмы побег из неё. Более 30 заключенных вырвалось тогда на свободу, 19, к конфузу британских властей, так и не было поймано.
Среди тех республиканцев, кто освободился в минувшую пятницу – двоюродный брат Джерри Адамса Дэвид (Дохи) Адамс, приговоренный в 1995 году к 25 годам заключения за хранение огнестрельного оружия (Дэвид Адамс был подвергнут при допросах таким пыткам, что ещё находясь в тюрьме, получил от полиции в ходе судебного процесса компенсацию в 10.000 фунтов стерлингов); члены «команды снайперов» ИРА в Южном Арма Майкл Карагер, Джеймс Макардл и Мартин Майнс, оборудовавшие в 1997 году свой автомобиль крупнокалиберным оружием на заднем сиденье (к их жертвам принадлежит последний британский солдат убитый в Северной Ирландии, Стивен Ресторик); члены ИНАО Энтони Картмилл, Лиам Хеффернан, Кевин Макалорум, Рори Маккаллан и Мартин Макмонагл; университетский преподаватель Феллим О'Доннелл, приговоренный в 1994 году к 25 годам за попытку перевоза взрывчатых веществ в Англию, «шанкильский взрыватель» Шон Келли, автор взрыва на протестантской Шанкилл Роуд, где в то время собирались представители местной парамилитаристской организации (UDA), стоившего жизни 9 человекам...
Бросается в глаза, что среди республиканцев, по сравнению с лоялистами, большое количество заключенных на длительные сроки получило их только за хранение оружия или взрывчатых веществ - а не за убийства, как у последних: Брайан Артурс получил 25 лет за хранение взрывчатки, Кормак Конлон и Марк Макдауэлл- 14 лет, Роберт Круфорд - 25 лет, Роберт Дэвидсон и Теренс Лэйвери - 14 лет, Эдвард и Финбар Грив - 14 лет, Кевин Маккаллорум – 16 лет... Много среди заключенных республиканцев и тех, кто пытался нанести экономический ущерб Британии путем серии взрывов экономически важных объектов на её территории: Роберт Фрайерс, Джерард Маккин, Патрик Мартин, попытавшийся взорвать электростанцию в Лондоне, Шон Макнолти...
Был освобожден и Брайан Махью - свидетель хладнокровного запланированного убийства британскими спецслужбами его безоружного друга Дермота О' Нила, когда оба они были разбужены рано утром в гостинице в предместье Лондона...
Будущее Мейз пока неясно. В конце этого года её собираются закрыть, а оставшихся заключенных перевести отсюда в Магаберри. Однако группа американских туристов уже не стала ждать, пока «Лонг Кеш» закроется в конце года: на днях автобус с 35 «янки» на борту заехал прямо на тюремную территорию, туристы высыпали из него и стали спрашивать пораженных охранников, где можно купить билеты... Охранники были вынуждены их разочаровать: тюрьма пока остается действующей. Против планов республиканцев превратить её в музей, подобный тюрьме Килмэйнхем в Дублине, где когда-то держались в заточении участники Пасхального восстания 1916 года, выступают, конечно же, Союз Охранников и лоялистские (юнионистские) организации, предлагающие вместо этого стереть Мейз с лица земли: видно, слишком уж колет это место на карте их совесть...
Родственники жертв 30-летнего конфликта по-разному отреагировали на новость об освобождении тех, кто повинен в гибели их родных и близких. Например, Мишель Вильямсон с протестантской Шанкилл Роуд, потерявшая обоих родителей в результате взрыва, осуществленного Шоном Келли, несколько раз пыталась подавать в суд на британские власти, и дошла даже до Палаты Лордов, заявляя, что ИРА не держит перемирия, и что Келли не должен быть освобожден, и обвиняет во всем случившемся лично Дэвида Тримбла.
В то же время мать зверски замученного и выброшенного в болото 16-летнего подростка Джеймса Моргана Филомена Морган из предместьев деревни Каслвеллан оказалась выше личных чувств. Филомена заявила прессе: «Что ж, раз такова цена мира - мир того стоит...»

Ирина МАЛЕНКО
Белфаст.
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить