Подписи в поддержку кандидатов в президенты рождались в Москве, на станции метро «Петровско-Разумовская»

Вчера глава Центризбиркома России Александр Вешняков заявил, что его ведомством направлен запрос в Генпрокуратуру по факту возможной фальсификации подписных листов некоторыми кандидатами на пост президента России. В случае, если эта информация подтвердится, подчеркнул глава ЦИК, уже зарегистрированные кандидаты могут быть сняты с дистанции.
Корреспонденту “ПРАВДЫ-Online” удалось побеседовать с непосредственным участником процесса подделки подписей. Узнать, где и когда “готовили” подписные листы для кандидатов в президенты, а так же сколько это стоит.
Собеседник нашего корреспондента – московский студент, совершенно случайно заработавший на процессе “сбора” подписей более 500 рублей за одну ночную смену. По тарифу – переписка паспортных данных в подписной лист – 1,5 рубля, подделка подписи избирателя в том же листе – 0,5 рубля. По понятным причинам, мы не будем называть его реального имени, назовем молодого человека Алексеем.

- Алексей, расскажи, как ты попал на эту “работу”?
- Через знакомых. Мне позвонили и предложили заработать 800 рублей за одну ночь - необходимо было переписать подписные бланки в поддержку кандидатов в президенты. Подписи, мол, собраны в регионах России, но на нестандартных бланках. Вот за переписывание и платят. Я согласился и мне назначили время и место встречи - метро “Петровско-Разумовская” к шести часам вечера. Там собирали работников и вели в “офис”.
- Тебе сообщили, где находится этот офис?
- Нет, и никто из приехавших на “Петровско-Разумовскую”, насколько мне известно, этого не знал. На станции в центре зала собиралась толпа желающих подработать – в основном студенты, за ними спускались прилично одетые молодые люди, лет по 27 каждому, такие, знаете ли, коммерсанты средней руки на вид, и отводили к месту работы. Получался своеобразный конвейер.
- Сколько примерно человек приехало подзаработать?
- Ну, группа, с которой меня отвели в “офис” была человек 20. Потом, уже в процессе работы, я слышал, что в тот день пришло 400 человек – молодые люди, которые всем там заправляли, не знали, куда людей рассадить. В основном работали студенты, но были и подростки – я лично видел в одном из кабинетов группу подростков лет 14, мальчишек и девчонок. Их было человек 15, не знаю уж, как их родители отпустили на ночь…
- Где вы работали?
- В одном из корпусов Агротехнологического института (возможно, имеется в виду Московский государственный агроинженерный университет – ред.). Там на ночь были сняты несколько лекционных залов и аудиторий поменьше. Люди рассаживались за парты, получали краткий инструктаж и приступали к работе.
- В чем заключалась работа?
- Каждому выдали стопку подписных листов в поддержку кандидата Таги-Заде Исмаила Сулейман Оглы и так называемую “базу”. База представляла собой листы А4 с указанием региона России (мне лично достались Казань, Тамбов, Саратов, Ижевск, Иваново) и алфавитным списком избирателей: имя, фамилия, местожительства, номер и серия паспорта.
От меня требовалось заполнить подписные листы информацией из “базы” – данные десяти человек вписать в соответствующие графы. В самую нижнюю графу листа “Подписной лист удостоверяю” нужно было вписать данные человека из “базы”, не попавшего в этот лист. Когда набиралось десять готовых подписных листов, мы начинали “рисовать подписи”. Разделялись на группы по десять человек, и пускали свои листы по кругу, что бы в каждой графе были разные подписи, написанные разным почерком. Затем кто-то один из десятки собирал “готовую продукцию” и относил “начальству” – тем самым молодым людям. Они производили подсчеты, утром по этим подсчетам платили деньги.
- Рассчитались с вами честно?
- Ну, с деньгами была небольшая проблема. Мы закончили работать в 6 утра, заплатили нам только в 9. Объясняли это тем, что деньги еще просто не привезли. Несколько человек подумали, что их “кинули”, и ушли не дождавшись денег. Да и заплатили меньше, чем обещали – изначально ведь говорили о 800 рублях.
- Алексей, не знаешь ли ты, как долго работала эта контора?
- Я попал туда в последний день, когда еще была разрешена сдача подписей в ЦИК. Но, по словам студентов, с которыми я там говорил, контора эта работала ровно неделю. И каждый день “рисовали” подписи за нового кандидата. Люди из общежитий поблизости неплохо заработали на всем этом.
- А не говорило ли “начальство”, какую организацию, партию или фирму оно представляет?
- Нет, конечно. Собственно, никто и не спрашивал. И потом, мы ведь работали как бы “неофициально”, даже деньги нам выдали безо всяких формальностей и документов. Ни о какой бухгалтерии, естественно, и речи не шло. Никто не спрашивал ничьих документов, хотя изначально по телефону предупреждали, что, возможно, потребуется паспорт. И записывали имя, отчество.
- А институтская охрана не пыталась задержать толпы посторонних без документов, идущих ночью в аудитории?
- Там при входе был пост, но охранника, очевидно, предупредили. На нас он внимания вообще не обращал.

Таким образом, со слов Алексея можно сделать вывод, что как минимум пять кандидатов в президенты России пользовались услугами “конторы”, неделю работавшей в аудиториях института на “Петровско-Разумовской”. Сколько еще таких контор действовало в Москве и в регионах России – неизвестно. Как неизвестен и тот факт, каким образом в руки “молодых людей” попали списки избирателей с адресами и паспортными данными. Такая информация содержится, например, в региональных избирательных комиссиях. Или в неприступной, по заявлениям ЦИК, компьютерной системе ГАС-выборы.

И еще один очень серьезный вопрос остается без ответа. Если уже в процессе сбора подписей вскрываются столь очевидные и откровенные подтасовки, кто даст гарантию, что не найдется очередной “конторы” с очередной “базой”, способной проголосовать за тысячи ничего не подозревающих россиян?

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить