«Ухо Москвы» в Петербурге

Анатолий Баранов, один из постоянных авторов “ПРАВДЫ On-line” приступил недавно к производству телепрограммы под названием “Ухо Москвы”, выходящей на санкт-петербургском телевидении. Поскольку программу эту можно видеть только в Питере, несмотря на то, что и называют его очень гордо второй столицей России, редакция “ПРАВДЫ On-line” решила знакомить своих читателей со стенограммами этих программ, поскольку они должны представлять интерес для тех, кого волнуют хитросплетения петербургской политики.

Здравствуйте, уважаемые питерцы, то есть петербуржцы и петербурженки. Хотя строго по-русски будет все-таки "петербуржки". Да, в прошлом звучало проще - ленинградские товарищи. Было легче выговаривать.
Впервые выхожу в вашем питерском эфире, сам я полнейший москвич, зовут меня Анатолий Баранов, работаю я, как правило, журналистом.
Идея транслировать в Санкт-Петербурге некий взгляд из Москвы возникла здесь, в колыбели трех революций и одной приватизации. "Рука Москвы" и другие столичные части тела здесь ни при чем. Однако, несмотря на питерское происхождение, идея, кажется, неплохая. Именно с точки зрения московской.
Москвичи вообще гораздо лучше относятся к питерцам, чем питерцы (петербуржцы и петербурженки) к москвичам обоего пола. Наверное потому что это ведь Москва обделила Петербург по столичной линии, и поэтому москвичам не за что недолюбливать здешних жителей. А питерцам есть за что.
Но кое что нас с вами объединяет необычайно - это примерно равной степени нелюбовь к нам остальной части россиян и жителей стран СНГ. Обычно это сразу чувствуется в армии и на зоне.
Хотя в России есть и более приятные места. В числе которых, конечно, Москва и Петербург, пребывающие в уверенности, что где бы ни появился столичный житель, ему за одну его столичность всякий рад и готов налить.

Феномен питерской политики стал волновать Москву с приходом в столичную элиту сразу массы питерских деятелей, сеятелей доброго и вечного. Имена Чубайса, Коха, Кудрина, Матвиенко, Степашина навечно внесены в списки тех, кто сумел сурово отомстить Москве за десятилетия провинциального прозябания, всевозможные "ленинградские дела" и прочее. Сравнить можно только что разве с группой польских товарищей, пришедших руководить Москвой в начале Смутного времени.
То есть, Москва Питером замечена: пришли, увидели, им понравилось. Прижились.
Зато московской политики, как особого чего-то, в отношении Питера как бы и не существует. Если не считать, конечно, таких действий, как отключение Санкт-Петербургского телевидения от пятой кнопки на центральном ТВ или делегирования на губернаторские выборы своего кандидата, как по комсомольской путевке. Кстати, хорошее название для города - Комсомольск-на Неве.
В последнее время, правда, наметилась еще одна линия: поднятие статуса города посредством организации внушительных похорон. В Москве, кстати, приличного человека погребсти уже просто негде! У Кремлевской стены теперь не модно, таким образом даже похороны на Новодевичьем кладбище - это уже мероприятие для знати второго разряда. Но ведь и там уже некуда закапываться!
А в Северной столице - какой простор! Можно прилично проводить и бывшего царя, и бывшего властителя дум. На подходе, между прочим, множество бывших. О них надо позаботиться.

Еще раз объясню, зачем нужно в Питере какое-то ухо Москвы. Чувствую, вы не поняли.
Все, что вы здесь десятки лет воспринимали как голос Москвы, обращенный городу и миру, было на самом деле южнорусским говором, уральским диалектом, наконец просто кавказским акцентом, упражняющимся в вопросах российского языкознания.
Лужков - первый коренной москвич, управляющий в Москве, за Бог знает сколько времени. Столицей за отчетный период рулили и интернациональные малороссы Хрущев с Кагановичем, и питерец Лев Зайков, и даже понтийский грек Гаврила Попов.
Представить себе москвича, возглавляющего Петербург, просто невозможно. Последний москвич, правивший тут у вас, а заодно и руливший Российским государством - это Петр Первый, в старой традиции - Великий, в турецкой - Безумный. За ним 300 лет питерцев Романовых, потом 70 лет эпохи выдвиженцев. Потом уроженец деревни Бутка...
Если номенклатурный работник не мог гордо заявить, что родился в крестьянской семье, в деревне Гадюкино и до семнадцати лет умел только ковырять в носу, а грамоте не умел, о столичном градоначальстве ему лучше было и не думать.
Вас все еще интересует, почему голос Москвы все эти годы резал вам слух?
Да, у Москвы сроду не было никакого права голоса, только ухо. Сильно, признаться, опухшее. Сегодня не лучше - голосом из столицы звучат такие "москвичи", как Доренко или Сванидзе.
Питер - счастливый город, им не лезут управлять со всей страны. Более того, именно Питер поставляет излишки своего управленческого потенциала на столичный рынок. А когда его вам пытаются вернуть в зад, упорно этому сопротивляется. Ну, тут мы, москвичи, вас понимаем.

Петербург, как известно, имеет репутацию города-призрака. Видимо, по сродству состояний сюда потянулись призраки со всей России и окрестностей: из Москвы, из Варшавы.
Призрак "Демократической России" материализовался в заявлении Сергея Станкевича о поддержке кандидатуры Матвиенко на губернаторских выборах со стороны Союза потусторонних... простите, правых сил.
Тут же со стороны этого мистического Союза в лице Бориса Немцова последовало опровержение. Потом Союз Матвиенко все же поддержал, но она сама себя не поддержала. Тут же явилась вся в белом девушка Хакамада, но к вечеру вся вышла в огни святого Эльма. На роль "женщины в белом" проступил образ Юлия Рыбакова.

Просто война призраков какая-то.
На самом деле вышло очень нехорошо. Союз правых сил, конечно, никого всерьез поддерживать не может. Это эфемерно-облачное образование для посмертного существования, в смысле политической смерти, конечно, политпризраков Кириенко, Хакамады и того же Немцова. Гальванизации эти политические тела абсолютно не подлежат. Но еще могут сырыми ночами пугать нервических барышень.
А Станкевича в очередной раз подставили. Хотя в России вообще не принято глумиться над узниками.
Станкевич был уничтожен, судя по всему, за то, что его первого стали называть в качестве преемника Ельцина. Это уже потом наследников стали тихо давить подушками, а Станкевича, по первости, выдрали публично. Политика федерального уровня выставили мелким жуликом.

Юлий Рыбаков как бы Станкевич наоборот. Его надувают до федерального масштаба, ясно, за неимением Хакамады питерского производства.
Я бы не стал недооценивать потенциала господина Рыбакова в этой игре. Он коренной питерский житель, интеллигент, диссидент и депутат. Умеет избираться, что три раза доказал лично.
В ходе кампании за лишение губернаторов функции управления местной властью Юлий Рыбаков - идеальное воплощение кремлевской идеи. То, что он никакой не управленец - его сильнейший козырь. Вам смешно?
Он "политический губернатор", а реальное городское хозяйство, как и велено кремлевской администрацией, всенепременно передаст назначенному Москвой таинственному профессионалу.
Яковлев - сильный хозяйственник, значит не подходит под новые отношения между регионами и центром. Логика извращенная, но в ней есть место Рыбакову и нет - Яковлеву.
То что депутат-диссидент сидел при Советской власти не как узник совести, а как мелкий жулик, в этой извращенной системе отношений - тоже преимущество.
В советское время не нарушал закон по мелочи только ленивый, просто сажали не всех, а выборочно, по кампанейскому признаку. "Несун" в глазах общественности был не преступником, а жертвой несправедливости - мы же все тащим помаленьку, а посадили только его.
Станкевич наоборот - из кремлевских высот был опущен до тюремной параши и ему уже не подняться. А когда свой брат поднимается наверх - это как бы месть социально обиженной массы тем, кому эта масса хочет отомстить.
Выколю, мол, себе глаз - пусть у тещи зять будет кривой.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить