Специально для "ПРАВДЫ On-line". НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНОЙ ПРИЧИНОЙ КАТАСТРОФЫ ЯК-40 В ШЕРЕМЕТЬЕВО ВСЕ-ТАКИ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕРАКТ? Особое мнение летчика-испытателя: обледенение не могло привести к катастрофе

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета фактически огласила причины катастрофы самолета Як-40 в аэропорту Шереметьево, в которой погибли Артем Боровик и Зия Бажаев: обледенение самолета и неумелые действия экипажа – закрылки были выпущены лишь на 10 градусов, вместо положенных 20. Сегодня «ПРАВДА Online» публикует особое мнение ведущего летчика-испытателя Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Александра Акименкова по этому поводу.
- На испытаниях я регулярно летаю на обледенении, и могу судить, как ведет себя обледеневший самолет, и какие действия следует предпринимать в данной ситуации, - рассказывает Александр Акименков. – В выводах комиссии говорится, что пилот допустил ошибку, недовыпустив закрылки. Это не так. Поведение летчика абсолютно верно и говорит о двух вещах – его профессионализме и о том, что обледенение действительно было. Как раз больший выпуск закрылков при обледенении был бы чреват аварией. Дело в том, что эффекты, которые дает обледенение самолета, обычно просто гасятся скоростью. Что и сделал пилот.
Утверждают, что еще на взлетной полосе пилот «дергал» штурвал. Это абсолютно нормальная ситуация – взять перед взлетом штурвал на себя и проверить управление. Я не вижу ошибок в действиях пилота. Напротив, это говорит о том, что командир корабля знал об обледенении и действовал в такой ситуации совершенно правильно. Тем более, не следует забывать, что пилот работал в Вологодском авиапредприятии, где полеты в мороз считаются рядовой ситуацией и просто нет антиобледенителя, которым, якобы, не обработали самолет в Шереметьево.
В такой ситуации я могу предположить лишь три возможные причины катастрофы. Первая – пилот сошел с ума и сделал все, что мог сделать с точностью наоборот.
Вторая – повреждение тросовой системы управления самолетом. С подобной аварией можно успешно бороться в воздухе, но на взлете, после отрыва от земли – никак. Однако пилот брал штурвал на себя, выпустил закрылки, следовательно, управление действовало. Кроме того, в случае подобного повреждения управления пилот мог среагировать еще на взлетной полосе. Разбег ЯК-40 – 700 метров, а полоса в Шереметьево – три километра. Командир экипажа мог просто прервать разгон.
Версия о том, что за штурвалом самолета был Артем Боровик очень сомнительна. Пилот никогда не посадил бы за штурвал постороннего человека при взлете в сложной ситуации. А недовыпущеные закрылки показывают, что пилот ситуацию оценивал верно.
И третья версия – версия теракта. Она, естественно, заслуживает внимания. Теракт можно провести двумя способами – пронести на борт динамит и взорвать его, или вызвать катастрофу самолета так, что никто не найдет никаких следов. Для этого надо было «поработать» с управлением самолета, что бы его заклинило в нужный момент. В данном случае, могло произойти следующее -самолет абсолютно нормально управлялся во время разбега, однако в момент отрыва от полосы штурвал был резко взят на себя и в этот момент его заклинило. Самолет вышел на большой угол атаки и сорвался - ему просто не хватило подъемной силы. Кстати, все очевидцы утверждают, что имели место срывные эффекты – Як-40 завалился на одно крыло, вошел в штопор и ударился об землю.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить