Меморандум Правительства Союзной Республики Югославия

Информационный бюллетень № 6

Посольство  Союзной Республики Югославии
г. Москва, 17 апреля 2000 года

__________________________________________________________

М Е М О Р А Н Д У М

ПРАВИТЕЛЬСТВА СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЮГОСЛАВИИ О ВЫПОЛНЕНИИ РЕЗОЛЮЦИИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН 1244 (1999)

I ОБРАЩЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА СР ЮГОСЛАВИИ В СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН, ГЕНЕРАЛЬНОМУ СЕКРЕТАРЮ ООН, СДК (КФОР), МООНВАК И В ДРУГИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Постоянные предупреждения о нарушениях резолюции СБ 1244 (1999)
Спустя десять месяцев с момента ее принятия, нет никаких изменений в смысле соблюдения резолюции СБ 1244 (1999) и Военно-технического соглашения международными силами СДК(КФОР) и МООНВАК в южном сербском крае Косово и Метохии.
Постоянные предупреждения Правительства СР Югославии в СБ ООН, Генеральному Секретарю ООН, СДК(КФОР) и МООНВАК, а также в другие соответствующие международные организации и факторы о вопиющем нарушении ключевых положений резолюции, документа Черномырдин-Ахтисаари и Военно-технического соглашения, остались без любой реакции. Одновременно, процессы в южном сербском крае идут полностью вразрез со словом и сутью резолюции и сопровождающих ее документов, угрожая безопасности всего региона.
- Меморандумы Правительства СР Югославии: Только месяц спустя после последнего, третьего по счету, меморандума Правительства СР Югославии (от 1 марта 2000 года), несмотря на яркие примеры прямого нарушения ключевых положений Резолюции и сопровождающих ее документов со стороны КФОР и МООНВАК, и однозначные требования Правительства СР Югославии от СБ ООН, как первичного ответственного органа, принять наконец-то энергичные и неотложные меры для прекращения драматичного ухудшения общей ситуации в южном сербском Крае, СБ ООН продолжает закрывать глаза пред лицом фактов и терпеть грубое нарушение основополагающих принципов Устава, ключевых положений резолюции и сопровождающих ее документов, а также всех других общепринятых международных стандартов в области прав человека и гражданина.
- Правительство СР Югославии в своих более чем 60 обращениях в СБ ООН, постоянно указывало на яркие примеры невыполнения или грубого нарушения мандата СДК и МООНВАК, в частности в отношении нарушения суверенитета и территориальной целостности СР Югославии в Косово и Метохии. Особенно аргументированы и оправданы предупреждения о продолжении террора, этнической чистки и геноцида, проводимых албанскими террористами и сепаратистами в отношении сербов, черногорцев, цыган, турок, горанцев и другого неалбанского населения Края.
- Через свой Комитет по сотрудничеству с Миссией ООН в Приштине, югослаское Правительство в ежедневном режиме обращает внимание главе МООНВАК и командующему СДК(КФОР) на яркие примеры нарушения положений резолюции и сопровождающих ее документов. Своими протестами Правительство СР Югославии предупреждает КФОР и МООНВАК о вопиющих нарушениях полномочий и невыполнении доверенного им мандата, четко установленного Резолюцией СБ 1244.

2. Пассивное отношение СБ ООН и других органов международного сообщества
- В связи с постоянным драматичным ухудшением ситуации, вопиющего нарушения элементарных прав человека и уничтожения памятников истории и культуры, являющихся неотъемлемой частью мирового культурного наследия, Правительство СР Югославии своевременно и документально информировало также другие международные организации, которые в той или иной степени вовлечены в Косово и Метохии (УВКБ ООН, УВКПЧ ООН, ЮНЕСКО, МККК, ОБСЕ, Совет Европы и др.). Несмотря на требования выполнения ими своей доли ответственности в соответствии с резолюцией СБ 1244 и другими соответствующими международно-правовыми инструментами в сфере их компетенции, все еще нет признаков подлинной готовности серьезно заняться делом для того, чтобы остановить нынешние жуткие тенденции в Крае, чем серьезно подрывается авторитет ООН и слабится доверие в настоящую готовность Всемирной организации ответить своим обязательствам и оказать защиту государствам ее членам в соответствии с Уставом ООН.

II СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ РЕЗОЛЮЦИИ СБ 1244 (1999) И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

1. Систематическое нарушение суверенитета и территориальной целостности СР Югославии и мандата Совета Безопасности ООН

а) Резолюция СБ 1244 (1999) однозначно подтверждает территориальную целостность и суверенитет СР Югославии над Косово и Метохией (ст.10 преамбулы, п.8 Приложения 2).
- Решения МООНВАК и СДК (КФОР): Распоряжения специального представителя Генерального Секретаря ООН и главы МООНВАК Б.Кушнера не имеют основы в Резолюции и они рассчитаны на разрыв всех уз Косово и Метохии с Республикой Сербией и Союзной Республикой Югославией, т.е. на полный выход Края из конституционно-правовой, экономической монетарно-финансовой, банковской, таможенной, визовой, административно-управленческой и других систем СР Югославии и Республики Сербии.
Распоряжениями и решениями Специального представителя Генерального Секретаря ООН по Косово и Метохии Б.Кушнера систематически и напрямую подрывается государственный суверенитет СРЮ и Республики Сербии над Косово и Метохией, как основополагающий принцип, гарантированный резолюцией СБ 1244, и ставятся под вопрос правовые основы и атрибуты государственности государства Сербии и СР Югославии в южном сербском Крае, как неотъемлемой части суверенной территории Республики Сербии и СР Югославии.
Специальный представитель Б.Кушнер продолжает свою нелегальную деятельность, направленную на создание предпосылок для отделения Края от Республики Сербии и СР Югославии, покровительствуя политическим и другим интересам албанских сепаратистов и террористов, что не имеет прецедента в истории миссиий ООН. Установление им, не имеющим на это полномочий, так назв. Временного административного совета, де-факто краевого “правительства”, в состав которого входят исключительно албанцы, главным образом из рядов террористической так назв. ОАК и албанских сепаратистских политических партий, до того, как созданы хоть минимальные условия безопасности и жизни для граждан неалбанской национальности является попыткой легализации этнического превосходства албанцев в целях создания этнически чистого Космета (Косово и Метохия, сокр.).
Упорные настаивания на включение в этот орган сербов, которых выбирает по своим критериям сам Б.Кушнер и, которым он отвел функции по сути маргинального политического значения и влияния, являются лишь частью стремлений Б.Кушнера легализовать статус-кво в ущерб интересам сербов и другого неалбанского населения.
Развитие событий в Крае ежедневно подтверждает обоснованность утверждений Правительства СР Югославии (письмо председателю СБ от 22 сентября 1999 года) в том, что решение МООНВАК о мнимой трансформации террористической ОАК якобы в гражданскую организацию – “Корпус для защиты Косово” является не только нелегальным, так как не имеет никакого основания в резолюции СБ 1244 (1999) и сопровождающих ее документах, но оно стало одной из движущих сил напряженности и обострения кризиса в Крае.
Нападение хорошо вооруженных членов так назв. Корпуса для защиты Косово на служебный патруль сербского МВД возле Буяноваца, а это вне административной территории Косово и Метохии, недвусмысленно подтверждает то, что так назв. Корпус для защиты Косово является не какой-то “гражданской” структурой, а ее члены – это лишь переодетые террористы так назв. ОАК, боевая структура и командный кадр которой полностью сохранены, как ядро некоей будущей албанской армии в Косово и Метохии, о чем публично заявляет ее “командующий”, известный террорист А.Чеку.
- Строительство военных баз: Правительство СР Югославии самым энергичным образом возражает против строительства военных баз СДК на части своей суверенной территории, без ее на это согласия. Это – грубейшее нарушение ее суверенитета и положений Резолюции СБ 1244, а также действующего законодательства Республики Сербии и СР Югославии. Строительство иностранных баз без согласия принимающего государства несовместимо с характером и духом миротворческих миссий под эгидой ООН и представляет собой опасный прецедент, противоречащий основным принципам и целям ООН.
- Проведение военных маневров НАТО/СДК: Правительство СР Югославии решительно возражает против проведения военных учений КФОР (НАТО) в Крае под любым предлогом, поскольку это является грубейшей угрозой территориальной целостности и суверенитету СР Югославии. Бряцание оружием в Крае, которое явно не служит созданию условий безопасности для всех его граждан, а только новым поощрением албанских террористов в их стремлениях провести этническую гомогенизацию и создать однонациональную структуру Края, как основу для ее полного вывода из конституционно-правой системы Республики Сербии и СРЮ. Такое провоцирующее поведение КФОР является серьезным фактором дестабилизации региона и напрямую угрожает миру и стабильности в Европе.
Несмотря на свое обязательство предотвратить любой акт нарушения резолюции СБ 1244 и устранить все источники нестабильности в регионе, СБ ООН ничего не предпринял в целях защиты суверенитета и территориальной целостности СР Югославии, чем напрямую нарушаются не только существенные положения резолюции, но и основополагающие положения Устава ООН.
- Представительства некоторых стран: несмотря на предупреждения и протесты правительства СР Югославии, МООНВАК продолжает терпимо относиться к факту открытия иностранных представительств в Крае, без консультаций и согласия правительства СР Югославии, что представляет собой грубейший вид нарушения принципа суверенитета и территориальной целостности СР Югославии. Попытка Кушнера регламентировать это и в правовом отношении (проект распоряжения “Об иммунитетах и привилегиях офисов для связи с иностранными правительствами в Косово”, является прямой атакой на суверенитет и территориальную целостность СР Югославии, которой грубо нарушаются принципы Устава ООН, положения Венских конвенций о дипломатических и консульских сношениях и Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН, а также сложившаяся международная практика.
Правительство СРЮ вновь подчеркивает, что никогда никому не уступало, и не намерено уступать, суверенитет над любой частью своей территории, и оно решительно отвергает тактику обмана и отвода внимания с союзничества МООНВАК и СДК с террористической так назв. ОАК. Оно в частности отвергает все шаги, преследующие линию совершившегося факта.
Суверенитет и территориальная целостность СР Югославии являются неприкосновенными и окончательными:
Все шаги и решения СДК и МООНВАК, в частности Спецпредставителя Генерального секретаря ООН и главы МООНВАК, в том числе и решение об установлении “Временного административного совета Косово”, которые не уважают или нарушают принцип суверенитета и территориальной целостности СР Югославии, а также все меры, действия или бездействия, которые противоречат резолюции Совета Безопасности или Военно-техническому соглашению от 9 июня 1999 года, либо представляют попытку их ревизии, СРЮ считает нелегальными и недействительными; они не могут производить правовые действия или каким-либо образом обязывать СР Югославию и ее органы.

2. Массовые нарушения прав человека
- Террор и насилие:
Албанский террор и насилие, этническая чистка и геноцид против неалбанского населения, в первую очередь сербов и черногорцев, но и цыган, мусульман, турок, горанцев и других, разрушение их домов, узурпация и уничтожение частного и государственного имущества, всеобщая преступность и хаос в крае не прекращаются, несмотря на присутствие нескольких десяток тысяч вооруженных представителей СДК и более 2000 полицейских МООНВАК. Это же убедительно свидетельствует о том, что СДК и МООНВАК не выполняют основные обязательства, истекающие из их мандата, в частности в отношении гарантирования полной личной и имущественной безопасности всех граждан Края, в первую очередь сербов и черногорцев, подвергнутых систематической этнической чистке, террору, убийствам и похищениям.
- Правительство СР Югославии настаивает на безотлагательном выполнении СДК и МООНВАК всех своих обязательств и скорейшем ими создании условий для безопасного возвращения всех изгнанных в Косово и Метохию.
- Этническая чистка: с момента размещения КФОР и МООНВАК из Края насильственно изгнано более 350 тысяч сербов, черногорцев, цыган, турок, горанцев и другого неалбанского населения. Под прицелом террористов все чаще оказываются и албанцы, лояльные граждане Республики Сербии и СР Югославии, отказавшиеся подчиниться требованиям албанских террористов и преступников.
- Весьма тревожным является тот факт, что недавними обысками сербов в Косовоской-Митровице со стороны КФОФ, албанские террористы воспользовались для дополнительного изгнания из Края более 16 тысяч сербов и черногорцев. Очевидно, что этот вид запугивания сербов в Косовской-Митровице, в чем напрямую участвовали и представители СДК, является лишь очередным примером проверенной политики давления на сербов в целях окончательной этнической зачистки Края.
- Терроризм: в период 10 июня 1999 – 30 марта 2000 гг. совершено всего 4564 терактов (4314 на сербов и черногорцев), убито 936 человек (835 сербов и черногорцев), ранено 876 (824 серба и черногорца) и похищено 867 (824 серба и черногорца). Уничтожено, сожжено или серьезно повреждено свыше 50 тысяч домов, в основном сербов, черногорцев и цыган.
- Новейшие тяжкие преступления: В течение марта албанские террористы продолжали совершать преступления, мотивированы намерением запугать оставшееся сербское и другое неалбанское население и подтолкнуть их к выселению. Способы их совершения являются лишним доказательством того, что албанские террористы не разоружены и не демилитаризованы. По своей жестокости выделяются: заминированный дом мусульманина Джафери Азема в Призрене (01 марта); обстрел гранатами села Грабовац и бомбовая атака на здание школьного центра в Обиличе (03 марта); брутальные нападения на сербов в селах Бостане и Трничевце (06 марта); бомбовые террористические атаки на сербскую часть Косовской-Митровицы, в которых ранения получили 19 сербов (07 марта); обстрел гранатами сербского села Гораждевац (10 марта); жестокое убийство Срджана Перича, ударами топором в голову, в то время, как террористы из автоматического стрелкового оружия обстреляли группу сербов, работающей на ниве (11 марта); минирование и взрыв железнодорожной эстакады, чем прекращено сообщение между Косовской-Митровицы и Лесака в районе Лепосавича (23 марта).
- Новы виды преступлений против сербов: вместо оказания полной защиты сербам, представители КФОР прибегают использованию грубой силы, издевательствам, физическому насилию, а также нанесению повреждений их имуществу, что является новым видом недопустимого поведения международных сил с ясным сигналом сербам.
Особо драматичными являются примеры из Косовской-Митровицы (20-25 февраля), а также села Могила (25-26 февраля), когда обыски сербских домов проводились с применением грубейшего физического насилия; в селах Драгановац (района Гнилане), Миолице (района Лепосавича), Мали-Звечан (27 февраля), Горне-Кусце (1 марта) и сербских селах Рударе и Грабовац (1 марта) характерно было участие в обысках наряду с представителями КФОР и албанских террористов так назв. “ОАК” в форме международных сил по безопасности, что свидетельствует о крепкой связи КФОР с террористической т. н. ОАК.
Нелегальность данных действий и грубость, с которой представители КФОР их проводили были осуждены и ОБСЕ в своем докладе от 21 февраля с.г.; там же было указано, что силами КФОР нарушены положения международного пакта о гражданских и политических правах, и данные действия были признаны нелегальными, о чем был предупрежден и глава МООНВАК Б.Кушнер.
- Теракты за пределами Края: С уверенностью, что дестабилизация ситуации на более широком пространстве благоприятствует реализации их сепаратистских целей, албанские террористы пытаются террор, хаос и беззаконие вылить из Края в другие части Республики Сербии и СР Югославии, что не представлялось бы возможным без поддержки и прямого содействия представителей КФОР и МООНВАК, на которых лежит обязательство пресекать любые попытки нарушения безопасности внутри административной территории Края. Тот факт, что в терактах за пределами Края участвуют и члены так назв. Корпуса для защиты Косово четко свидетельствует о том, что албанские террористы так назв. ОАК не разоружены, и не демилитаризованы, тем более, что так назв. Корпус для защиты Косово не является никаким гражданским органом.
- “Трудовые лагеря” для сербов: В тюрьмах террористической так назв. ОАК в Косово и Метохии находятся несколько сотен похищенных сербских мирных граждан, размещенных в “трудовые лагеря” под контролем так назв. ОАК. В этих “трудовых лагерях”, расположенных в селе Матичане, в 15 км от Приштины, селе Душаново близ Призрена и в Дренице, отношение к похищенным людям крайне суровое и негуманное. Доступ к этим людям строго запрещен даже представителям МККК.
Помимо этого, в Республике Албания находятся еще около 350 человек сербской национальности, которых похитили в Косово и Метохии. Международным силам в Косово и Метохии известен факт наличия этих тюрем для похищенных сербов. Несмотря на то, что речь идет о самом негуманном нарушении прав человека и индивидуальных прав и свобод, ими до сих пор не было сделано ничего для освобождения похищенных.
И другие представители международного сообщества (Генеральный секретарь ООН, СБ, МККК, а также С.Огата, И.Динстбир и др.) подробно ознакомлены со списками похищенных сербов, но это до ныне не произвело эффекта в смысле освобождения тех, кто тем временем не был ликвидирован.
- Нападения на гуманитарные конвои: участившиеся нападения на гуманитарные конвои и создания помех в доставке основных продуктов питания, медицинских средств для больниц и др., назначаемых для сербского населения, находившегося под многомесячной блокадой, представляют собой особый вид геноцида в отношении сербов, рассчитанный на их физическое истребление. В этом отношении весьма характерными следующие случаи: нападения на конвой сербов у села Радивойце (22 и 29 февраля), направляющийся в Штрпце, нападение на конвой сербов у села Дорбчане (28 февраля), направляющийся в Коретиште, нападение на автобус, который перевозил сербских детей, возвращающихся из школы по дороге Горне Кусце – Коретиште (29 февраля), нападения на сербский конвой в селе Добровце (27 марта).
КФОР не предотвращает такие террористические нападения и прямо отказывает предоставить безопасный эскорт (лейтенант КФОР Питер Рамстел в районе Косовской-Митровицы запретил давать эскорт автобусам, перевозящим сербских детей и больных в Грачаницу (1 марта), и не готов обеспечить эскорт конвоя из Мердаре в Косово-Поле), что свидетельствует о невыполнении КФОР своих обязательств из Резолюции, чем поощряет албанских террористов беспрепятственно продолжать повседневное насилие над сербами в целях их выселения из Косово-Поле и других мест.
- Уничтожение памятников истории и культуры: Продолжается уничтожение памятников культуры и ценнейших символов многовековых корней сербской государственности и духовности на просторах Косово и Метохии. Всего уничтожено, сожжено или серьезно повреждено 85 церквей и средневековых монастырей.
- Дискриминация в отношении сербов и духовный геноцид сербов: МООНВАК продолжает терпимо относиться и своими актами поощрять дискриминацию сербов, что в частности проявляется в плане образования (закрытие вузов, школ) культуры и СМИ на сербском языке, проводимой чаще всего под предлогом стараний якобы сохранить многоэтническую, многокультурную и многоконфессиональную структуру Края. Тот факт, что это проводится там, где сербы сумели продержаться в более значительном числе, явно говорит о том, что СДК и МООНВАК напрямую поощряют аспирации албанских террористов разбить прочные сербские общины и оказывать непосредственное давление на сербов, чтобы те оставили свои вековые домовые очаги.
Применением политики двойных стандартов и пристрастных критериев, МООНВАК, с одной стороны, ограничивает трудоустройство сербам, да и цыганам, мусульманам, туркам и горанцам, не делая ничего для обеспечения им свободного возвращения на их рабочие места, откуда их насильственно выгнали. С другой стороны, предпочтение дается албанцам, несмотря на уровень их подготовки, чем грубо нарушаются принципы межнационального равноправия и многонациональности.
- СДК и МООНВАК несут исключительную ответственность за нарушение прав человека в Крае, за безвластие, хаос и нарушение положений Резолюции СБ 1244 о сохранении многоэтнического, многоконфессионального и многокультурного характера Края, поскольку они стали прямыми соучастниками в этнической чистке и геноциде.
3. Разоружение террористической так назв. ОАК
- Повседневный террор, насилие, убийства и разрушения сербских домов и поселков, ресторанных объектов и других мест массового собирания сербов, в оставшихся сербских анклавах, а также нападения на мирных граждан и представителей сил безопасности за пределами Края с применением даже тяжелого вооружения, свидетельствуют о том, что террористы так назв. ОАК не разоружены.
Главари этих террористическо-сепаратистских формирований, Хашим Тачи, Агим Чеку и другие продолжают открыто пропагандировать идею о независимости Края, причем так назв. Корпус для защиты Косово, а это не что иное как “трансформированная” террористическая так назв. ОАК, представлял бы зародыш албанской армии.
- Правительство СР Югославии и на этот раз напоминает о своей позиции, изложенной в письме Председателю СБ от 22 сентября 1999 года о том, что мнимая трансформация террористической так назв. ОАК в “Корпус для защиты Косово” была лишь фарсом и манипуляцией, с целью избежания настоящей демилитаризации и разоружения этого нелегального террористического формирования. Об этом явно свидетельствует ситуация в Крае, и это все меньше скрывается даже пристрастными СМИ и политическими кругами на Западе.
СДК и МООНВАК, в частности Бернар Кушнер, несут исключительную ответственность за то, что так назв. ОАК все еще не разоружена и за то, что с их благословения, в Крае создается нелегальное албанское вооруженное формирование, составленное главным образом из отпетых албанских, но и международных террористов, рекрутированных в соседних и других государствах, известных своей поддержкой международного терроризма. Есть информация о том, что исламские экстремисты из Чечни в большом количестве укрываются в Косово и Метохии, где они пользуются защитой КФОР и МООНВАК.
- Криминализация Края – Прямым подтверждением избежания СДК и МООНВАК строго выполнять свой мандат, прежде всего в сфере обеспечения международной границы СР Югославии с Албанией и Македонией, является их покровительствующее отношение к албанским террористам и сепаратистам, беспрепятственно въезжающим в СР Югославию, и это существенная причина общей криминализации и хаоса в Крае.
В результате необеспеченной границе, чем грубо нарушают Резолюцию СБ 1244, СДК и МООНВАК позволили нелегальный въезд на территорию Края нескольких сотен тысяч уголовников и грабителей из Албании, с целью перенести хаос из Албании в Косово и Метохию. Этим же Косово и Метохия превращены в опорный пункт организованной международной преступности, терроризма, наркомафии, нелегальной торговли оружия, работорговли, преступности несовершеннолетних и проституции в Центральной и Западной Европе, в целях криминиализации и дестабилизации Европы, и создания помех текущим интеграционным процессам.

4. Перепись населения и местные выборы в Косово и Метохии
На основании резолюции СБ 1244 МООНВАК не располагает полномочиями проводить регистрацию и выдавать личные документы гражданам СР Югославии в Косово и Метохии. Этим правом согласно принципу суверенитета и территориальной целостности СР Югославии располагают только компетентные государственные органы Республики Сербии и СР Югославии в соответствии с действующими законами.
МООНВАК не уполномочена проводить местные выборы в Крае, в частности без категорического согласия и участия компетентных органов Республики Сербии и СР Югославии, а она может лишь наблюдать за ними.
Правительство СР Югославии подтверждает свою приверженность честным и демократическим выборам в Крае. Однако, оно вновь предупреждает, что такие выборы будет возможно организовать только после того, как будут обеспечены соответствующие условия и установлена структура местных властей (существенной автономии), выборы в которые и проводятся, а это должно стать результатом всеобъемлющего политического процесса при активном и полноправном участии официальных органов и институтов Республики Сербии и СР Югославии, и представителей всех национальных общин Края.
В условиях непрекращающегося террора, окончания этнической чистки от сербов и другого неалбанского населения из Края, отсутствия условий для возвращения более чем 350 тысяч изгнанных людей и нелегального присутствия нескольких сотен тысяч иностранных граждан в Косово и Метохии, очевидно не имеются элементарные условия для проведения переписи населения в контексте подготовок ближайших выборов. Игнорирование указанных фактов и настаивание ОБСЕ и МООНВАК на проведении переписи в таких обстоятельствах – это попытка применения политики совершившегося факта, т.е. легализации парагосударственных институтов, созданных террористической так назв. ОАК после размещения КФОР и МООНВАК на территории Края, и этим же поощрения дальнейшей дестабилизации Края на линии реализации сепаратистских целей албанских экстремистов. Правительство СР Югославии решительно отвергает любую попытку проведения вскоре выборов в Крае, пока не создадутся элементарные условия – прочный мир и стабильность на основе резолюции СБ 1244.
Это в первую очередь подразумевает свободное и безопасное возвращение всех изгнанных сербов и другого неалбанского населения, выдворение более 200 тысяч неграждан СР Югославии, нелегально въехавших в Край после прихода КФОР и МООНВАК, и согласование вместе с правительством СР Югославии основных параметров политического решения по Косово и Метохии, в соответствии с резолюцией СБ 1244.

5. Параметры “существенной автономии” Края
Нелегальными являются все попытки утверждать параметры “существенной автономии” вне конституционно-правовых рамок СР Югославии и Республики Сербии, в частности без активного участия их компетентных органов.
Правительство СР Югославии весьма решительно возражает против всех попыток разными проектами о будущем статусе автономии и самоуправления, вывести Край из предыдущего конституционно-правового устройства Республики Сербии и СР Югославии, за что нет оснований в резолюции СБ 1244, ни в действующем конституционном устройстве СР Югославии, которое является неприкосновенным.
СР Югославия не примет, и никоим образом ее не могут обязать любые акты навязываемых извне решений, несмотря на то от кого они исходят. Согласно с этим, СРЮ абсолютно выступает против легализации со стороны СБ любого документа с параметрами будущего статуса автономии в Косово и Метохии, в формулировании которого напрямую не участвовали официальные представители Республики Сербии и СР Югославии.
Демократическое и честное решение предполагает политический договор, при полном и равноправном участии представителей Республики Сербии и СР Югославии, и представителей всех национальных общин Края, когда для этого создадутся соответствующие предварительные условия:
- обеспечение полной безопасности всех граждан;
- безопасное возвращение всех беженцев и перемещенных лиц сербской и других неалбанских национальностей;
- разоружение всех террористов и демонтаж боевой структуры террористической так назв. ОАК, т.е. упразднение нелегального Корпуса для защиты Косово;
- отмена всех нелегальных решений “временного администратора” и на их основе установленных местных парагосударственных и параполитических образований;
- обеспечение полного соблюдения и применения Конституции и законов СРЮ и Республики Сербии;
- нормальное функционирование компетентных государственных органов и институтов;
- обеспечение условий для установления демократической, многопартийной структуры Края, и др.
Правительство СР Югославии напоминает, что государственная делегация Республики Сербии в ходе переговоров в Париже, 15 марта 1999 года подписала соглашение с представителями всех национальных общин в Косово и Метохии о самоуправлении Края. Этим однозначно была подтверждена ее приверженность урегулированию вопроса автономии и самоуправления исключительно политическим путем, на основах гарантий полного равноправия всех граждан и этнических общин, проживающих в Крае. Соглашение, однако, отказали подписать только представители тех албанских политических партий, основной политической платформой которых сепаратизм, а терроризм средство достижения этой цели. Этим же они ясно дали понять, что их интересует только полная “независимость” Края от “Белграда”, иначе говоря – только проект, подразумевающий перекраивание государственных границ СР Югославии и Республики Сербии. Что напрямую противоречит Уставу ООН, хельсинкским принципам КБСЕ/ОБСЕ и основным положениям и сути резолюции СБ 1244 и сопровождающих ее документов. 

6. Возвращение Войска Югославии (ВЮ) и МВД
Неоправданно и абсолютно неприемлемо дальнейшее невыполнение четкого положения резолюции и Военно-технического соглашения (опер.ст.4, п.п. 6 и 10 Приложения 2 к Резолюции и ст.4 Военно-технического соглашения) о возвращении представителей ВЮ и МВД в Край, особенно в условиях полной неэффективности КФОР и МООНВАК в установлении безопасности для всех граждан, порядка, мира и господства права в Крае, в частности гарантирования полной личной и имущественной безопасности, беспрепятственного и безопасного возвращения всех изгнанных сербов и другого неалбанского населения. Такое поведение СДК и МООНВАК – это прямое попустительство интересам албанских террористов и сепаратистов и оно их поощряет продолжать повседневный террор против сербов и другого неалбанского населения в целях завершения этнической чистки Края от сербов и другого неалбанского населения.
Югославское Правительство настаивает на безотлагательном и безусловном выполнении данного обязательства в интересах всех граждан Края и защиты суверенитета и территориальной целостности СР Югославии и Республики Сербии.

 7. Ответственность Совета Безопасности ООН
Совет Безопасности ООН в качестве гаранта резолюции 1244 (1999) несет полную ответственность за невыполнение и грубое нарушение ее ключевых положений, в первую очередь тех, которыми подтверждается суверенитет и территориальная целостность СР Югославии на всей ее территории.
Непрекращающееся грубое нарушение положений Резолюции и сопровождающих ее документов со стороны СДК и МООНВАК, ведущее к постоянному ухудшению ситуации в Крае, с потенциальными далекоидущими вредными последствиями для региона шире, не встречают адекватные меры СБ по прекращению такого опасного развития. Этим СБ подтверждает свою неготовность ответить своим обязательствам на основании Устава, в связи с чем он напрямую несет ответственность за имеющие до сих пор место вредные последствия, возникающие в результате такого отношения, а также за все, что может последовать, если СБ и впредь останется пассивным.
Правительство СР Югославии настаивает на том, чтобы СБ в соответствии со своими обязательствами принял срочные и неотложные меры в целях строгого выполнения резолюции и сопровождающих ее документов и этим предотвратил дальнейший подрыв суверенитета и территориальной целостности СР Югославии.
Исходя из первоочередной ответственности СБ за последовательное выполнение резолюции и сопровождающих ее документов, правительство СР Югославии решительно отвергает попытки передать компетенции СБ в отношении резолюции в любой ее части узким группам интересов вне СБ, таким как Г-8 ("большая восьмерка"), контактные группы и т.п. Решения таких ad hoc органов, мандат которых утверждается вне компетенций и контроля широкого международного сообщества, и в частности СБ, абсолютно неприемлемы и не могут иметь никакое обязывающее действие для правительства СР Югославии.

III ОЦЕНКИ АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ В КОСОВО И МЕТОХИИ

1. Общие результаты действий СДК и МООНВАК
Результаты десятимесячного международного присутствия по безопасности (СДК) и гражданского присутствия (МООНВАК) в южном сербском крае просто ужасающие. Крайне тревожную ситуацию характеризуют криминализация, хаос и беззаконие, массовый террор, геноцид и этническая чистка в отношении сербского и другого неалбанского населения, разрушение их частного имущества, грабеж и узурпация государственной собственности и имущества частных фирм, проводимые вооруженными албанскими экстремистами, в частности членами террористической так назв. ОАК.
- Многоэтническое Косово и Метохия – лицемерие СДК и МООНВАК: Развитие ситуации в Крае в результате невыполнения резолюции 1244 и ее грубого нарушения со стороны СДК и МООНВАК полностью раскрывает, что их выступление на словах за сохранение многоэтнической структуры Края, представляет лишь фарс. Полный провал международной миссии под эгидой ООН является сильным ударом по авторитету и доверию к Всемирной организации. В частности недопустимо, чтобы КФОР и МООНВАК, в той ситуации, когда они ничего не делают для обеспечения возвращения более 350 тысяч сербов и другого неалбанского населения, свою приверженность якобы многоэтнической структуре пытались выполнить только в оставшихся сербских анклавах, и это ясный сигнал сербам, что не хотят их там видеть.
- Этническая чистка сербов и черногорцев в большей части Края уже завершена. Сосредоточенные удары албанских террористов, но и неразумные шаги СДК и МООНВАК к оставшимся немногочисленным сербским анклавам, прежде всего в отношении города Косовска-Митровица, как крупнейшему из них, подтверждают прямую связь албанских террористов с международными силами в Косово и Метохии в процессе этнической чистки Края от неалбанского населения, в первую очередь от сербов.
Вполне очевидным и циничным представляется настаивание СДК и МООНВАК на установлении многоэтнических общин, и в частности зон безопасности, именно в оставшихся сербских анклавах, в то время как никто не упоминает, например, о Приштине, где до прихода СДК и МООНВАК проживало 40 тысяч сербов и черногорцев, а в настоящее время их осталось едва лишь 100 человек. Особенно примечательным является тот факт, что из прежних 25 тысяч сербских детей и студентов, учащихся в Приштине, в настоящее время их всего 35, и они ходят в школу вне Приштины (Лапле село).
Одновременно, и в помине нет восстановления многоэтнической структуры в Призрене, Печи, Ораховаце, Джаковице, Глоговаце и многих других городах и районах Косово и Метохии, таких как Косовское Поморавле (область по реке Морава), которые полностью очищены от сербов и черногорцев. Более того, самый ответственный представитель Всемирной организации, Генеральный секретарь ООН К.Аннан в своем последнем докладе СБ (S/2000/177 от 3 марта с.г.) лишь констатирует, что нет условий для возвращения изгнанных сербов и другого неалбанского населения, но там даже в намеке нет намерения принять меры для создания таких условий, на что категорически обязывает резолюция СБ 1244.
Новейшие “игры” КФОР и МООНВАК вокруг Косовской-Митровицы – это лишнее подтверждение проверенной на практиаке политики демонизации сербов для оправдания настоящих целей – завершения этнической чистки Края от сербов и прикрытия того факта, что члены террористической так назв. ОАК не демилитаризованы и не разоружены. Статьи, появляющиеся во французской печати последние недели полностью раскрывают коварную тактику Б.Кушнера и тех, кто за ним стоит, рассчитанную на разжигании и любой ценой сохранении искусственно созданной картины о сербах, как дежурных виновников. Этим Б.Кушнер пытается прикрыть то, что он напрямую действует в интересах сепаратистского движения Х.Тачи и А.Чеку, а в ущерб жизненно важным интересам сербов и другого неалбанского населения, Республики Сербии и СР Югославии.
- Невыполнение и грубое нарушение основных положений резолюции СБ 1244 (1999) и сопровождающих ее документов со стороны СДК и МООНВАК являются непосредственной причиной драматичной общей ситуации и в сфере безопасности в Крае, в первую очередь не прекращения албанского терроризма, насилия, этнической чистки сербов и другого неалбанского населения, массовой криминализации и беззакония в Крае. Этим же СДК и МООНВАК стали соучастниками в совершении самых тяжких преступлениях против сербов и другого неалбанского населения, они несут наибольшую ответственность за отсутствие элементарной безопасности сербов и неалбанского населения Края.
И дальше, однако, применяется испытанная тактика обмана мировой общественности и отвлекания внимания с полного провала международной миссии под эгидой ООН, а виновных любой ценой ищут среди немногочисленных оставшихся сербов. Это не только своего рода цинизм, но и доказательство прямой защиты албанских террористов и сепаратистов, организованной международной преступности и продолжения в новой форме агрессии против СР Югославии через союзничество НАТО и террористической так назв. ОАК. Такие действия явно направлены на расширение дестабилизации по всему региону Юго-Восточной Европы и превращения Косово и Метохии в очаг долгосрочной дестабилизации Европы, а всего региона в центр по концентрации и расширению международного терроризма по всей Европе, в целях создания помех интеграционным процессам.
Постоянное ухудшение общего положения в Крае преследует линию стремлений искусственно продлевать дестабилизацию в регионе для оправдания пребывания НАТО и реабилитации ее престижа и авторитета, серьезно подмоченных нелегальной агрессией против СР Югославии. Оттуда продолжаются манипуляции крайне тенденциозными утверждениями официальных представителей СДК и МООНВАК о якобы успехах международной миссии в Крае, о чем говорится и в последнем докладе Генсека в Совет безопасности.
Утверждения официальных представителей о якобы успехах международной миссии абсолютно неприемлемы, так как они не имеют под собой фундамента в реальной ситуации в Крае и неминуемо приводят к выводу, что они базируются на оценке каких-то других целей, различных от установленных резолюцией СБ 1244 и сопровождающих ее документов. Неприемлемы, также, злонамеренные показатели КФОР и МООНВАК о сокращении числа преступлений в Крае, поскольку это результат лишь постоянно сокращающегося общего числа сербов и другого неалбанского населения, которые являются жертвами албанских террористов.
Открытое взаимодействие СДК и МООНВАК с сепаратистско-террористическим движением в угрозе суверенитету и территориальной целостности суверенного государства, члена ООН, является беспрецедентным в истории миротворческих миссий ООН, чем ее репутация и авторитет серьезно подорваны. Особенно дискредитирующим для авторитета Всемирной организации является поведение ее эмиссара Б.Кушнера, о чем свидетельствуют и открытые критики во Франции (статьи в “Le Point”, “Окованном селезне” и других СМИ).

2. Строгое выполнение Резолюции и сопровождающих ее документовимператив нормализации ситуации в Косово и Метохии
Все показатели однозначно подтверждают, что развитие ситуации в Крае движется в сторону дальнейшего ухудшения общего положения, его дальнейшего еще более опасного усугубления и усиления угрозы общей стабильности региона.
Грубым нарушением положений Резолюции и всем своим поведением, СДК и МООНВАК недвусмысленно подтвердили, что присутствие международных сил под эгидой ООН в Косово и Метохии до сих пор является полным фиаско. Первоочередную ответственность за трагические последствия, вызванные этим несет СБ ООН, который не предпринял соответствующие и энергичные меры, а к чему он, согласно Резолюции, был обязан в целях обеспечения строгого выполнения положений Резолюций и сопровождающих ее документов.
Очевидно, что оправданий для дальнейшего существования миссии так назв. международного сообщества в Крае больше нет, ибо очевидно, что она не была в состоянии или не хотела выполнить доверенный ей резолюцией СБ 1244 мандат. Поэтому необходимо, чтобы эта постыдная миссия как можно скорее закончилась, и уступила дорогу компетентным органам СР Югославии в Республики Сербии, чтобы они установили в Крае:
- мир и порядок, господство права и применение законов,
- полную личную и имущественную защиту всех своих граждан, несмотря на их этническое или религиозное происхождение,
- обеспечение нормального функционирования всех хозяйственных субъектов и местных органов управления,
- создание всех необходимых предпосылок для начала политического диалога между представителями государства и этнических общин в Косово и Метохии о параметрах автономии и самоуправления в Крае, в рамках конституционно-правовой системы Республики Сербии и СР Югославии.
Строгое выполнение положений Резолюций и сопровождающих ее документов является основным предварительным условием для нормализации общей ситуации в Крае и все обязаны это безусловно соблюдать. В этом контексте, Правительство СР Югославии ожидает, что в скором времени будут реализованы ее прежние инициативы о визите миссией СБ СР Югославии и непосредственном ознакомлении с драматичным развитием ситуации в южном сербском Крае.

IV ТРЕБОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА СР ЮГОСЛАВИИ

Исходя из своих суверенных прав, гарантированных резолюцией СБ 1244 (1999), документом Черномырдин-Ахтисаари и Военно-техническим соглашением, Правительство СР Югославии решительно требует:
- от Совета Безопасности обеспечения срочными и энергичными мерами строгого соблюдения всех положений Резолюции и сопровождающих ее документов, в первую очередь тех, которыми подтверждается суверенитет и территориальная целостность СР Югославии на всей ее территории.
В соответствии с этим, югославское Правительство настаивает:
- на безусловном и безотлагательном соблюдении и выполнении со стороны СДК и МООНВАК своего мандата, четко утвержденного Резолюцией и сопровождающими ее документами;
- на строгом уважении суверенитета и территориальной целостности СР Югославии и Республики Сербии со стороны КФОР и МООНВАК и немедленном прекращении всех действий и поступков, нарушающих их, и на возвращении ситуации в Крае в прежнее состояние.
Это, прежде всего, подразумевает:
- обеспечение полной нормализации функционирования таможенного и пограничного режима, при неотложном возвращении югославских пограничных органов, таможни и паспортного контроля на государственную границу СР Югославии с Албанией и Македонией;
- нормализацию работы общественных служб (ПТТ, Электрораспределительное предприятие, железная дорога, банковская система) в соответствии с законодательством Республики Сербии и СР Югославии и принципами рыночной экономики, в целях восстановления искусственно разорванных связей между Краем и Республикой Сербией и СР Югославией;
- немедленное упразднение всех распоряжений и других решений МООНВАК и СДК, нарушающих территориальную целостность и суверенитет СР Югославии и Республики Сербии, обеспечении соблюдения действующего законодательства СР Югославии и Республики Сербии на всей территории; в этом контексте недопустима узурпация полномочий со стороны спецпредставителя Б.Кушнера по проведению регистрации и выборов в местные органы власти в Крае, а также планированной процедуре по утверждению параметров “существенной автономии” без прямого участия компетентных органов СР Югославии и Республики Сербии в соответствии с действующим югославским законодательством;
- принятие энергичных мер по прекращению террора, запугивания и издевательства над сербами, цыганами, мусульманами, горанцами, турками и представителями других неалбанских этнических общин, а также злоупотребления силой, приводящего к нарушению их основных прав человека, и по эффективному предотвращению дальнейшей этнической чистки Края от неалбанского населения;
- возвращение всей узурпированной и бесправно изъятой государственной и общественной собственности, в первую очередь ПТТ, Электрораспределительного предприятия, железной дороги, банков, шахт, фабрик и предприятий, а также частной собственности граждан Края их законным владельцам;
- срочное обеспечение безопасного окружения для всех граждан, их полную личную и имущественную безопасность;
- безотлагательное обеспечение выполнения свободного и безопасного возвращения в Край более 350 тысяч сербов, черногорцев, мусульман, цыган, горанцев, турок, египтян и других граждан, изгнанных в кампании этнической чистки после прихода МООНВАК и СДК в Край;
- немедленное выдворение нескольких сотен тысяч граждан Албании, нелегально въехавших в Край, пересекав необеспеченную государственную границу СР Югославии;
- расформирование, без дальнейших манипуляций и отлагательств, боевых структур террористической так назв. ОАК и разоружение всех ее боевиков, а также других албанских вооруженных бандформирований, уничтожение всего их вооружения, которое является главой причиной отсутствия безопасности в Крае и его общей криминализации, и в частности отмену документа “о трансформации” так назв. ОАК;
- обеспечение срочного и беспрепятственного возвращения представителей Войска Югославии и МВД в Косово и Метохию в соответствии с Военно-техническим соглашением, в интересах нормализации общей безопасности и предотвращения дальнейшего массового изгнания оставшихся сербов и другого неалбанского населения из Края;
- обеспечение полной свободы передвижения по всей территории Края и устранение всех имеющихся гетто, концлагерей, блокад городов и сел, таких как Косовска-Митровица, Ораховац, Гнилане и других, в которых проживают преимущественно оставшиеся там сербы;
- обеспечение беспрепятственной доставки гуманитарной помощи, в частности сербам, оказавшимся в окружении, как наиболее уязвимой категории населения Края;
- обеспечение нормального функционирования образования, уважения автономии университета и других образовательных, культурных заведений и СМИ, особенно на сербском языке и там, где в большинстве проживает сербское население (Косовска-Митровица и др.);
- обеспечение полной и постоянной охраны оставшихся памятников истории и культуры, средневековых монастырей, церквей, кладбищ и принятие мер по их постепенному восстановлению;
- безотлагательное привлечение к ответственности и к примерному наказанию вождей террористической так назв. ОАК, прежде всего Х. Тачи, А. Чеку и всех других виновников тяжких преступлений геноцида, этнической чистки, террористических актов против неалбанского населения, их частного, а также государственного и общественного имущества, памятников истории и культуры, образовательных, медицинских, хозяйственных и других институтов и объектов;
- немедленное заключение всеобъемлющего соглашения между СР Югославией и ООН по урегулированию статуса международного присутствия под эгидой ООН в Косово и Метохии, и других существенных вопросов.

 Белград, 3 апреля 2000 года

ОБЗОРНАЯ ТАБЛИЦА
террористических и других актов насилия и отдельных видов нарушения резолюции СБ 1244 (1999) в Крае Косово и Метохия с момента прихода КФОР (СДК) и МООНВАК в период 10 июня 1999 - 30 марта 2000 гг.

Терроризм албанских сепаратистов   Общее количество терактов 4564 - на сербов и черногорцев 4314 - на албанцев 104 - представителей др. национальностей 146 А. Всего убито: 936 - сербов и черногорцев 835 - албанцев 72 - представителей др. национальностей 29 Б. Всего ранено: 876 - сербов и черногорцев 824 - албанцев 20 - представителей др. национальностей 32 В. Похищено и пропало без вести 867 - сербов и черногорцев 824 - албанцев 20 - представителей др. национальностей 32 Судьба похищенных и пропавших без вести   1. Убито 81 2. Сбежало 6 3. Их судьба остается неизвестной 744 4. Выпущено на свободу 36
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить