ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА ВСТУПАЕТ В XXI ВЕК ОКРАШЕННАЯ КРАСНЫМ ЦВЕТОМ. Обозрение обозревателя «ПРАВДЫ» — Интернет» Александра Кузьмищева

Фигура Пиночета, покидающего (это случилось в прошлом 1998 году) пост главнокомандующего чилийскими вооруженными силами, последнего материального свидетельства его всемогущества, ознаменовала в глазах мирового общественного мнения конец эпохи военных диктатур в Латинской Америке. Длилась эта эпоха, с небольшими перерывами на гражданское правление, практически с момента обретения странами этого региона независимости в 20-е годы XIX века.

Считалось естественным, что на смену режимам «горилл» к власти придут добропорядочные буржуазные политики. И, в общем-то, так оно и случилось. Однако латиноамериканские общества вальсировали под их музыку недолго.

Дженнифер Рич, обозреватель MSNBC, уже летом 1999 года не без недоумения отметил, что в Южной Америке накануне выборов в целом ряде стран именно левые силы, которые подавлялись диктаторами в мундирах, имеют отличные перспективы прийти к власти. Таким образом, в новое тысячелетие латиноамериканцы могут войти под звуки левых маршей.

Тому много доказательств. В 1997 году сенсационную победу на выборах мэра Мехико, столицы Мексики, одной из ведущих стран региона, одержал Куаутемок Карденас, лидер объединившей почти все левые силы страны Партии демократической революции. Затем эта же партия получила большинство в парламенте. Считается, что президентское кресло Карденасу почти обеспечено.

В Чили в гонках за президентский пост лидирует кандидат-социалист Рикардо Лагос, прямой наследник некогда свергнутого Пиночетом Сальвадора Альенде (выборы состоятся 11 декабря этого года).

Луис Игнасио да Силва, знаменитый Лула, стойкий марксист и борец против военных режимов в Бразилии 60—80-х годов, стал фигурой номер два на политическом Олимпе страны. Считается, что стать номером первым ему по силам.

Однако наиболее радикальные превращения претерпели левые партизанские движения и партии в Сальвадоре, которые долгие годы вели вооруженную борьбу против правых проамериканских режимов, ныне объединились в Фронт национального освобождения и уверенно идут к победе на президентских выборах в этом году.

Но эта тенденция гораздо шире и у нее уже появились научное обоснование и весьма авторитетные проводники среди латиноамериканской политической элиты.

Так, Хорхе Кастаньеда, известный политолог и постоянный автор ряда таких уважаемых и ценимых на Западе изданий, как «Таймс» и «Ньюсуик», и его бразильский коллега Роберто Мангабейра Унгер (сам Кастаньеда по происхождению мексиканец) сформировали в памфлете «Латиноамериканская альтернатива» тезис о «демократизации рыночной экономики».

Оба автора этого памфлета имеют давно закрепившуюся за ними репутацию людей левых взглядов. По их мнению, проведение в жизнь этого тезиса неминуемо изменит институты рыночной экономики и само буржуазное государство.

Суть перемен должна состоять в том, чтобы решать насущные проблемы бытия в интересах трудового человека вплоть до повышения его покупательной способности. Это превратило бы его в более активного субъекта, действующего на рынке, в конце концов, как стимулятор его же развития.

Среди сторонников идей памфлета находятся Лула, К. Карденас, бывший президент Бразилии Итамар Франко, бывший никарагуанский вице-президент Серхио Рамирес и другие. В конце 1997 года они встретились в аргентинской столице Буэнос-Айресе и создали консультативную группу под названием «Буэносайресская альтернатива».

Легко заметить ее социал-демократическую подкладку. Но и другие отряды левых сил также набирают силу.

Коммунисты Латинской Америки ищут свой путь в XXI век. В Аргентине, например, возник журнал «Тесис Онсе». Его название переводится как «Одиннадцатый тезис». Речь идет о том из марксовых тезисов о Фейербахе, где говорилось о способности человека преобразовывать общество.

Редакция этого журнала ищет пути осмысления латиноамериканской действительности с марксистских позиций. Ее подход смыкается с тезисом «демократизации рыночной экономики».

В итоге бразильские коммунисты активно сотрудничают с Лулой, а мексиканские составили костяк Партии демократической революции К. Карденаса. Коммунисты Чили в союзе с «зелеными» возвращаются в политическую жизнь страны.

В Сальвадоре ФНО почти на 100 процентов состоит из организаций, ранее выходивших из компартии в результате внутренних споров. За Фронтом идет 33 процента электората. Он провел своего кандидата в мэры Сан-Сальвадора, столицы государства, и контролирует муниципалитеты, где проживает более двух третей населения страны.

Уругвайский Широкий фронт, главным создателем которого являются коммунисты, стабильно набирает треть голосов избирателей и контролирует мэрию столицы Монтевидео.

Коммунисты или их наследники по прямой в той или иной мере находятся у власти в Гайане и Сент-Люсии.

Наконец, хотя об этом стоило бы говорить в первую очередь, социалистическая Куба выстояла в одиночку в условиях распада мировой социалистической системы.

Можно смело констатировать, что латиноамериканское коммунистическое движение не превратилось в призрак, а осталось живой силой. Это имеет особое значение для развития политической ситуации в этом регионе в контексте общего подъема левых сил и перспективы их прихода к власти.

Еще одним немаловажным аспектом общего подъема латиноамериканской левой является то, что ее ряды пополнились принципиально новым отрядом. Речь идет о так называемом гуманистическом движении.

Оно зародилось на рубеже 80—90-х годов как объединение прогрессивно мыслящих интеллектуалов, тяготеющих к марксизму. Их гуру является известный аргентинский философ и писатель Марио Луис Родригес Кобос по прозвищу Сило.

Он начинал еще в середине 60-х годов с объединения небольших групп студентов и преподавателей левой ориентации. На них обсуждались идеи Сило. Их квинтэссенцию можно определить любимой фразой Родригеса: «Очеловечить жизнь на земле, но не насильственным путем».

Первопричиной трагических противоречий в развитии современной цивилизации Сило считает насилие. Оно пропитало массовую культуру, систему ценностей, человеческих отношений.

Исходя из этого тезиса, «силоизм» критикует капитализм и особенно любые проявления империализма в современном мире.

Если исходить из того, что левой можно назвать ту систему взглядов, которая выступает в защиту угнетенных, тех, кто внизу, то Гуманистический Интернационал (основан во Флоренции, Италия, в 1989 году и объединяет организации из 43 стран мира), безусловно, является объединением левых политических организаций.

Как реальная политическая сила это идейное течение заявило о себе пока только в Чили и Аргентине. Так, на парламентских выборах 1997 года в Чили гуманистическая партия набрала 2,9 процента голосов. А на состоявшихся в этом же году выборах в аргентинский парламент местные гуманисты получили 0,7 процента голосов электората избирателей — больше, чем коалиция левых сил (коммунисты, «зеленые» и др.).

Кстати, II конгресс Гуманистического Интернационала состоялся в Москве (осень 1993 года). Его участниками с российской стороны в большинстве были студенты. Вообще в России представители этого интернационала делают ставку на работу с молодежью.

В начале 1997 года в аргентинской столице Буэнос-Айресе состоялась сессия Мирового совета гуманистического движения. На ней были подведены итоги организационного развития с момента создания интернационала и отмечено, что он реально действует во всем мире. Также был взят курс на достижение массовости гуманистического движения (принцип «лицом к народу»).

С этой целью его активисты, ранее готовившие новые кадры в студенческих аудиториях и общежитиях, начали работать по линии «низовой демократии». То есть они понесли идеи ненасилия, отрицания капитализма и массовой культуры, борьбы против экономического угнетения в кварталы бедноты, обратились к объединениям национальных меньшинств, в молодежные, женские и религиозные организации — на разных социальных уровнях и в разных социальных группах.

Лидеры Гуманистического Интернационала надеются, что если в условиях нарастающего разочарования традиционными партиями во всем мире этот курс будет выдержан, то их движение ждет большое будущее.

Таким образом, не будет преувеличением утверждать, что в XXI век Латинская Америка войдет, ведомая всем спектром левых сил, которые ныне действуют на ее просторах с нарастающим успехом.

Александр КУЗЬМИЩЕВ.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить