Весенний призыв

Первого апреля начался очередной призыв граждан России на военную службу. Итоги прошлогодней осенней призывной кампании и задачи весеннего призыва были всесторонне рассмотрены на встрече с журналистами в генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации. Перед журналистами выступил и ответил на их вопросы заместитель начальника ГШ — начальник главного организационно-мобилизационного управления ГШ генерал-полковник Владислав Путилин.

— Этой весной, — подчеркнул генерал, — 168776 российских юношей или 14,1 процента от общего количества призывников, станут в строй защитников Отечества. Основная часть новобранцев будет служить в Российской армии и на флоте. Остальные будут направлены в Федеральную пограничную службу, во Внутренние войска МВД, в ФАПСИ и в спецслужбы.

Одновременно 1671000 солдат и сержантов после выполнения своего конституционного долга в рядах Вооруженных Сил вернется к своим семьям, к гражданской жизни.

Осенью прошлого года в полную меру заработал Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе”. Он позволил улучшить взаимодействие военных комиссариатов с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами всех уровней.

А результат? Прошлой осенью число так называемых уклонистов от службы уменьшилось по сравнению с тем же периодом 1997 года с 40 до 20 тысяч. План генерального штаба по призыву был полностью выполнен. Удалось уменьшить долю призывников, не имеющих среднего образования. На 5 процентов увеличилось число призывников, прошедших подготовку к военной службе в организациях РОСТО (бывш. ДОСААФ). 36,5 процента молодых воинов пришли в части и на корабли, имея военно-учетную специальность.

Все это, хоть и небольшие, но плюсы. И их, конечно, надо наращивать в ходе весеннего призыва. Прошлой осенью источником пополнения армии и флота, как и раньше, явились наши деревни и села, но никак не крупные города, не административные и промышленные центры.

Недаром нынче армию называют рабоче-крестьянской — РККА, как называли ее официально еще в довоенный период. И не только потому, что она сформирована из детей российской глубинки, но и потому, что призывники в своем абсолютном большинстве из семей рабочих и крестьян. Дети чиновников, больших и малых, дети депутатов всех рангов, “новых русских”, директоров предприятий и олигархов всех калибров нынче в армии не служат. Через день на ремень, полигонные учения, морские походы, дозоры на границах — не их занятия. Это, по их понятиям, дело для “черни”, для “быдла”.

Прошлой осенью каждый третий, вызванный на призывную комиссию, был отправлен домой, получил “белый” билет по состоянию здоровья. А каждый второй был признан ограниченно годным к службе. 2800 человек из призванных не были допущены к оружию по причине низкого уровня нервно-психической устойчивости.

Как с такими показателями укомплектовать учебные и режимные части, войска, служба в которых предъявляет к новобранцам более высокие требования к их здоровью, физической и морально-психологической подготовке?

Сроки весеннего призыва определены. Но пока еще на призывных пунктах тишина. В стране продолжается всесторонняя проверка, ревизия призывного контингента. Ее цель — сверить воинский учет, поставить на него и призвать на службу тех, кто до сего времени разными способами уклоняется от службы.

Генерал-полковник Путилин подчеркнул, что агрессия НАТО против Югославии, как свидетельствуют сообщения из военкоматов, из военных округов, вызывает у молодежи патриотическое стремление пойти на службу, скорее встать в ряды защитников Отечества.

Обычно первые призывники приходят на московский сборный пункт. Он по праву считается одним из лучших в России. Так, понятно, должно быть, из столицы первыми уходят юноши на пополнение элитных войск.

Недавно московский военный комиссар генерал-лейтенант Михаил Сорокин рассказал журналистам о готовности к весеннему призыву. Ежегодно из Москвы весной уходят на военную службу 10000—12000 человек. Эта цифра сохраняется и сейчас. Но вот на что обратил внимание горвоенком. Здоровье юношей заметно ухудшается и в столице. По состоянию здоровья 20500 призывников признаны негодными к военной службе. Растет число подверженных психическим, неврологическим заболеваниям. В семьях стали хуже питаться. Прошлой осенью более 2 тысяч явилось на медкомиссию с дефицитом веса. Каждый десятый был освобожден от призыва по этой совершенно немедицинской причине, скорее, по социальной.

Нынешней весной этот показатель, судя по всему, не уменьшится — обнищание московских семей продолжается. Стоит заглянуть на ценники в магазинах и на рынках.

В Москве высокие требования министра обороны, в порядке эксперимента военкоматы привлекли сотрудников центра медико-психологических исследований к обследованию здоровья призывников. В прошлом году через руки специалистов Центра прошли 4500 новобранцев. Полторы тысячи из них новобранцами не стали. Их “забраковали” и отправили на лечение.

Этот эксперимент продолжается и сейчас. Центр успешно выявляет и наркоманов. По данным горвоенкомата, за последние три года число наркоманов среди призывников возросло в 10 раз. Органы здравоохранения приводят цифры катастрофические: число наркоманов в столице за последние годы возросло в 713 раз!

Среди лиц призывного возраста в Москве зарегистрировано почти 9 тысяч человек.

Генерал Сорокин сообщил, что в этом году впервые не будут призываться на службу кандидаты и доктора наук. Сильная льгота ученому люду, ничего не скажешь. Да много ли таких среди новобранцев? Раз-два и обчелся? Но и если они есть, то немыслимое дело становить в строй доцента или профессора? Какая польза от него в казарме? Пусть уж занимается молодой ученый наукой. А если нужен образованный человек армии, присвойте ему офицерское звание и пусть послужит в погонах по профилю своей ученой специальности.

Впрочем, это, думаю, не та проблема, над которой надо голову ломать. В масштабах страны и взвода не соберется из юношей с докторскими дипломами...

Идет призыв... Кто-то старается уклониться от службы, кто-то идет с охотой, кто-то толкует об альтернативной службе, которой у нас нет и вряд ли в обозримом будущем будет. А не подумать ли нам всем — от военкоматского служащего до министра обороны, до самых высоких государственных чиновников — о престиже воинской службы. Конечно, за службу надо платить. Однако вряд ли деньги явятся достойным стимулом. В Швеции, к примеру, молодые люди идут в солдаты, чтобы получить льготы для последующего образования.

Может стоит и нашему новобранцу гарантировать законом приоритеты для поступления в техникум, в вуз? Может установить ему тем же законом право на бесплатное обучение в институте, университете? Оно нынче, известно, многих денег стоит. И не каждый их имеет.

А главное — необходимо возвратить в нашу повседневность все то, чем гордилась страна в воспитании патриотизма у подрастающего поколения. Армию у нас любили. Человек в погонах всегда был уважаемым в семье, трудовом коллективе, обществе.

Вернется ли это?

Василий ИЗГАРШЕВ.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить