ЗО МАРТА.
Беды с домовым. Многие из наших суеверных
поселян, верующих в домовых, боятся в этот день и
вечером ходить по двору. Они думают, что домовой в
те поры бесится и не узнает своих домашних. С
заходом солнца запирают весь домашний скот и
птиц, а сами боятся уже подойти к окну во всю ночь.
Вот их рассказы об этом странном положении
домового.
Домовой, как и всякая нечистая сила, сумеет
сотворить беду православным людям, если против
него не будут приняты предосторожности. Ровно
целый год он, окаянный, живет смирно, радеет о
хозяйском добре пуще заботливого мужика, бережет
скот, холит лошадей, смотрит за огородом, не даст
потешиться в саду лешему, не даст в обиду злой
ведьме коров изуродовать. У доброго домового все
в доме исправно, во всем спорина, от всего
прибыль, всем сытно. Вдруг втоскуется он,
окаянный, невесть почему. В те поры он на всех
злится, всех бы рад известь, готов сокрушить весь
дом. Одного только за ним не водится: не наложит
рук на себя. Зато уж всем домашним от него
приходит жутко: лошадей забьет под ясли, у коров
отобьет охоту от еды, перекусает со зла всех
собак, раскидает по всему двору сани и телеги,
хозяину подкатывается под ноги. И все это бывает
30 марта, с ранней утренней зари, до полуночи, как
запоют петухи. Много ходит толков по миру
крещеному о такой беде с домовым. Одни говорят,
что у него вначале весны спадает старая шкура и
от этой боли он бесится. Другие думают, что на
него находит чума, вот хоть бы как на собак или на
коров, и оттого он так проказит по всему двору.
Третьи знают наверное, что в это день бывает им
расправа от нечистой силы за целый год. Хоть он и
домовой, все-таки набьют ему спину не хуже
виноватого мужика. Ведь тут нечистая сила не дает
пощады и своему брату: отваляет на обе корки
по-своему. А иначе отчего бы и взбеситься
домовому? Четвертые рассказывают за тайну, что
хозяин когда-то поссорился с знахарем не шутя что
за такую обиду знахарь и удружил ему лихим
домовым. Бывают же такие беды с мужиком: все ладит
с знахарем, так вдруг и завеличается: “Я, дескать,
и сам не хуже его сумею сделать”. Известное дело,
где мужику стоять против знахаря? Хоть бы он был и
посадский человек: так разве достанет силы
тягаться с знахарем? Пятые, люди дальние и
посторонние, уверяют со всею правотою, что в этот
день приходит домовому смертная охота жениться
на ведьме. Известное дело на Руси, что нечистая
сила весь свой век живет неженатая; да и где им,
бездомовым, будет поселиться со своей семьей,
когда шатаются где день, где ночь? Уж и по сему
видно, что это неправда. Вот как думают и
поговаривают мои земляки об этой беде с домовым;
а вы, люди православные, потрудитесь сами
добиться правды, если у вас есть охота заниматься
с домовым.