Все для фронта

Накануне войны, в 1940 году, Советский Союз производил 165,9 млн. тонн угля, 18,3 млн. тонн стали, 14,9 млн. тонн чугуна, 31,1 млн. тонн нефти, 38,3 млн. тонн товарного зерна. Население страны составляло 191,7 млн. человек. Рабочих и служащих — 31,2 млн. человек. Учащихся школ — 35,5 млн. человек. В ВУЗах страны обучалось 812 тыс. студентов. Без отрыва от производства обучалось 13 млн. человек.

Таков был наш оборонный потенциал.

Годовая добыча угля в Германии и на территориях, насильственно включенных в ее состав, — 404 млн. тонн, производилось 31,8 млн. тонн стали, 21,4 млн. тонн чугуна, 20 млн. тонн зерна. Численность вооруженных сил Германии к июню 1941 года была доведена до 8,5 млн. человек.

Что касается численности Вооруженных Сил СССР, то она к 1 января 1941 года составила 4 млн. 207 тысяч человек. В составе Сухопутных войск к началу войны было 303 стрелковые, танковые, моторизованные и кавалерийские дивизии. 81 из них находилась в стадии формирования.

По штату военного времени в стрелковой дивизии предусматривалось 14 483 человек. Однако на 1 июня 1941 г. из 170 дивизий, находившихся в приграничных округах, ни одна не имела такой численности. 144 дивизии насчитывали по 8 тыс. человек. 19 — от 600 до 5 тыс. 7 кавдивизий — по 6 тыс. человек. Во внутренних округах почти все дивизии содержались по сокращенным штатам.

Так что сказки автора “Ледокола” и других клеветнических произведений предателя-перебежчика Резуна о том, что Сталин готовился напасть первым, что Гитлер лишь упредил его, построено на голой выдумке. Не готов СССР был не только к нападению, но и к обороне. Не хватало нам полутора-двух лет для того, чтобы полностью завершить перевооружение и комплектацию армии к активной обороне.

Так, к примеру, для укомплектования танковых войск требовалось более 15 тыс. танков Т-34 и КВ. Промышленность же в 1941 году могла дать лишь 5,5 тыс. танков, в том числе и легких.

В общей сложности войска западных приграничных военных округов и флотов насчитывали 170 дивизий и 2 бригады (2,9 млн. человек), 1540 самолетов новых типов и значительное число устаревших, с ограниченным летным ресурсом, 34695 орудий и минометов, 1800 тяжелых и средних танков (1475 из них — машины новых типов).

Наши войска, не будучи приведены в боевую готовность и не закончив формирования и стратегического развертывания, были рассредоточены на фронте 4,5 тыс. километров и в глубину более чем на 400 километров.

А что имел противник? Войска, непосредственно предназначенные для вторжения на территорию СССР, имели 190 дивизий общей численностью 8,8 млн. человек. Пехотная дивизия, полностью укомплектованная личным составом, вооружением, транспортом насчитывала 16,8 тыс., танковая — 16 тыс., моторизованная — 14 тыс. человек. Для нападения на СССР фашисты сосредоточили 3712 танков, 4950 боевых самолетов, 47260 орудий и минометов, 193 боевых корабля.

Превосходство и в личном составе, и в боевой технике было на стороне фашистов. Причем, многократное. По самолетам, к примеру, более чем в 3 раза.

Пришлось уже в ходе ожесточенной войны, в самых неблагоприятных условиях вынужденного отступления с огромных территорий, эвакуации промышленных предприятий в восточные районы страны, налаживать производство военной техники, вооружения, боеприпасов.

Противник захватил важнейшие экономические районы страны, где остались миллионы наших граждан, крупные материальные ценности. В течение июля—ноября было эвакуировано и размещено на Урале, в Поволжье, Сибири, Казахстане, Средней Азии 1523 предприятия, преимущественно оборонных.

“Все для фронта, все для победы” — этот лозунг стал нормой поведения, всей деятельности тружеников тыла. Его повторяли в заводских и фабричных цехах, на колхозных и совхозных полях и фермах, в лабораториях ученых и изобретателей.

И вот парадокс. Если в первой половине года было выпущено 792 тыс. винтовок и карабинов, 11 тыс. автоматов и пулеметов, 15,6 тыс. орудий и минометов, 1800 танков, 3950 боевых самолетов, 18,8 млн. снарядов и мин, то во втором полугодии — свыше 1,5 млн. винтовок и карабинов, 143 тыс. автоматов и пулеметов, 55,5 тыс. орудий и минометов, 4740 танков, 8 тыс. боевых самолетов, 40,2 млн. снарядов и мин.

К концу войны эти цифры были удвоены, утроены. О былом превосходстве врага не было и речи. Красная Армия получала все, что нужно для Победы. Добротные полушубки и валенки для зимы, новенькие автоматы, реактивную артиллерию, новейшие танки, самоходные орудия огромной мощности, превосходные самолеты всех назначений, лучшие продукты.

“Все для фронта, все для победы”... Юная школьница вместе со своей бабушкой посылали в окопы кисеты с махоркой для бойцов, сердечные письма с пожеланием скорее уничтожить ненавистных фашистов и возвратиться домой.

Героев-фронтовиков согревал теплом ощетинившийся против врага тыл. И это придавало бойцам силы...

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить