Война без побед и героев

“Критики говорят, что это непонятный фильм о непонятной войне, а я считаю, что это понятный фильм о непонятной войне”, — говорит режиссер картины “Блокпост” А. Рогожкин.

Лента была снята раньше “Особенностей национальной рыбалки” и готова к выходу уже в октябре прошлого года. Однако из-за запутанности вопроса с правами премьеру вынужденно перенесли на весну. И выбирая, какую из 2-х работ представить в конкурс “Кинотавра”, режиссер предпочел “Блокпост”. До этого картина поучаствовала в конкурсной программе МКФ Стран Балтии “Евразия”, где удостоилась диплома и общественного приза “За гуманистический пафос авторской позиции”, а в феврале 1999 г. — на Берлинском МКФ, в “Панораме”.

Жанр фильма — “хроника возможного существования”. Лучше всего это может пояснить режиссер: “Мы хотели рассказать о войне без атак, о войне без героев, о бессюжетной войне. Это — попытка представить себя на месте солдата, оказавшегося волею судеб на перекрестке военных дорог”. Он не хотел, чтобы картина ассоциировалась с определенной географией (тем более, с Чечней), поэтому съемки проводились в Адыгее — самом спокойном месте на Кавказе.

В эпизодической роли очередного генерала выступил любимый актер режиссера Алексей Булдаков, но “этот мой генерал — совсем другой генерал”, — объясняет артист. А главные роли в картине исполнили дебютанты: “я специально пригласил на съемки вчерашних школьников, актеров любительских театров, потому что наши солдаты — это те же мальчишки. Мне важна естественность поведения, ведь “Блокпост” — это не героический боевик”, — говорит Александр Рогожкин. Соединив в картине военную романтику с юмором, режиссер и на этот раз не изменил себе, наполнив диалоги шутками, которые, правда, иногда оказываются ну очень солдатскими. Повествование ведется от лица одного из героев, и большую часть происходящего мы видим его глазами, поэтому порой оно кажется не слишком гладким и связным, типа, “что вижу, о том и пою”.

...Когда мальчишка-калека с остервенением колотит молотком по противопехотной мине, как бы наказывая ее за оторванную ногу, двум молодым солдатам, которые с дежурным рейдом обходят окрестные дома, едва хватило секунды, чтобы выскочить из взлетевшей на воздух постройки. Мальчик погибает от взрыва, а его мать, в исступлении, выхватывает автомат у одного из солдат и стреляет в стоящего рядом милиционера. Кто-то открывает ответный огонь, ранив женщину. Военная прокуратура начинает расследование, и, до выяснения всех обстоятельств, молодых солдат посылают на 45 суток служить на отдаленном блокпосту. Где-то там, в очень красивой местности, лежит вроде бы мирный аул. Селяне пасут овец, ходят друг к другу в гости, и каждый день приходит на пост милая, скромная девушка (которая симпатизирует одному из героев), предлагая солдатам за 25 патронов в час свою глухонемую сестру. Но также регулярно стреляет по нашим солдатам невидимый и неуловимый снайпер, создавая напряжение и особую интригу фильма...

Здесь не война, но все как на войне: кто виноват и зачем, не переставая, льется кровь, взрываются гранаты и гибнут люди, наверное, уже ХХ век нам не ответит...

Ирина МАЙОРОВА

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить